Считаю крайне важным в рамках Года ребенка разработать и принять стратегию государственной политики в отношении детей города Москвы на ближайшие годы, а также минимальные социальные стандарты качества жизни детей и объема предоставляемых им социальных услуг, что должно быть прямо записано в проекте постановления.

Общеизвестно, что дети крайне мало знают о своих правах и обязанностях, о механизмах защиты прав, о том, к кому в каких случаях и в каком порядке следует обращаться, если их права нарушаются. В итоге дети редко обращаются в органы исполнительной власти, в органы опеки и попечительства, прокуратуру, к уполномоченному. Статья 56 Семейного кодекса устанавливает право ребенка, достигшего возраста 14 лет, обратиться за защитой своих прав в суд. Однако мне не известно ни одного случая в Москве, когда кто-либо из детей этим правом воспользовался. Между тем дети и подростки, осведомленные о своих правах и обязанностях, имеют более активную гражданскую позицию, более ответственны, могут защитить себя и близких, уважительнее относятся к правам других граждан.

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Москве в школах-интернатах и детских домах воспитываются 2900 детей, в домах ребенка - 1600 детей. Между тем фундаментальное право ребенка - право жить и воспитываться в семье - биологической или замещающей. Проживание ребенка в семье позволяет ему не только получить необходимые содержание, воспитание, любовь и заботу, но и сформировать привязанность к взрослым, что впоследствии сказывается на его социализации и способности создания собственной полноценной семьи. Кроме того, воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семье усыновителей, опекунов, приемной или патронатной семье менее затратно для государства.

Социологический опрос, проведенный в Москве, свидетельствует, что 2,5% москвичей готовы взять на воспитание детей-сирот, а еще 3% возьмут при наличии определенной помощи и поддержки со стороны города. При этом число детей-сирот и оставшихся без попечения родителей составляет 0,01% от числа жителей. Этим двум группам необходимо помочь встретиться.

Практика работы Службы уполномоченного свидетельствует о том, что для Москвы до сих пор крайне актуальна проблема межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики детского и семейного неблагополучия, социального сиротства. В городе имеется множество структур, призванных заниматься этой проблемой. Однако находясь в одном округе, в одном районе, они часто вяло сотрудничают между собой или не сотрудничают вовсе, не знают о возможностях друг друга.

Год ребенка - хороший повод для начала отработки в городе ювенальных технологий и создания ювенальных судов. Опыт территорий, продвинувшихся в направлении ювенальных судов, свидетельствует о полном отсутствии рецидивной преступности тех несовершеннолетних, дела которых рассматривались ювенальным судьей. А частные определения ювенальных судов стали серьезным механизмом воздействия на государственные органы, организации и должностных лиц, по вине которых были созданы предпосылки для совершения несовершеннолетними преступлений.

Ювенальный суд - не только и не столько суд по уголовным делам. При рассмотрении большого количества гражданских дел затрагиваются права детей. Это дела о лишении родительских прав, усыновлении, взыскании алиментов, определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, о сделках с жильем, где проживают дети. При рассмотрении подобных дел крайне важна специализация судей, наличие у них дополнительных знаний по педагогике, психологии, педиатрии. Необходимы дополнительные участники таких судебных процессов. Мы договорились о проведении эксперимента в ЮЗАО, однако, мне кажется, этот эксперимент следует проводить и в других округах города.

Предполагается, что помимо обычного административного контроля со стороны государственного заказчика и ведомств экономического блока, контроль за реализацией программы станет осуществлять Общественный наблюдательный совет, будет разработана и осуществлена система проверок выполнения мероприятий программы. Но этого недостаточно. Необходимо разработать индикаторы оценки эффективности реализации мероприятий программы, осуществлять промежуточные и итоговый мониторинги.

Хорошей обратной связью явится и мнение получателей программы - детей и их родителей. Для этого также необходимо проводить соответствующие мониторинги, опросы, анкетирование.

Полагаю, нам надо более активно учитывать мнение детей и подростков при принятии органами государственной власти Москвы решений, затрагивающих их права и интересы. В Конвенции о правах ребенка прямо указано: мнение детей должно быть услышано.

У нас имеется уникальный опыт в этой области - правительство дублеров, но надо идти дальше. Отработать механизм учета мнения детей школьного возраста через общественные приемные, конференции школьников, конкурсы детских работ (например, под названием «Если бы мэром был я»), школьные правозащитные комиссии, уполномоченных по правам детей в школах. Необходимо создавать молодежные и подростковые коллегии при профильных департаментах.

Алексей ГОЛОВАНЬ, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве