Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны мальчики?..

Шутливая народная песенка утверждает, что из абсолютно разных «материалов».

С момента рождения девочки более зависимы от взрослых; опекающее, заботливое отношение к ним родителей становится источником чувства подчиненности и несамостоятельности. Поэтому они с большим удовольствием подражают мамам и бабушкам и любят играть во «взрослую жизнь».

Игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение. Ограниченное пространство для игры им кажется наиболее удобным и комфортным. «Для счастья» им порой вполне достаточно маленького отгороженного уголка. По той же причине девочки любят мелкие игрушки, вышивают, вяжут, нанизывают бусы или бисер.

Девочки чувствительнее к шуму, меньше кричат сами и предпочитают более спокойную обстановку. Ярко выраженная привязанность девочек к мягким игрушкам объясняется тем, что у них выше кожная чувствительность. Поэтому-то они так отзывчивы на ласку, прикосновение, поглаживание.

Воспринимая информацию, они ориентируются в первую очередь на ту, которая отражает или проявляет отношения между людьми.

Мальчики растут в раннем детстве медленнее, с большим числом проблем, заметно позднее начинают говорить. В то же время в поведении куда более азартны и настойчивы, чем девочки. Им нравятся активные и даже агрессивные игры. Любознательны, менее пугливы и стремятся осваивать новые территории.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Поэтому они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют все предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: забираются на шкаф, лестницу, лезут «на стенку» в прямом и переносном смысле этого слова.

Мальчики охотнее идут на контакт с незнакомыми людьми. В играх и общении со сверстниками не ограничивают число участников, чем их больше, тем лучше. Нередко отстаивают право лидерства в коллективе. А конфликт обычно предпочитают решать силой. К новеньким же относятся с недоверием, ведь отношение к себе, авторитет сначала нужно завоевать.

Воспринимая информацию, мальчики ориентируются в первую очередь на ее смысл, а не на отношения между людьми.

Конечно, мы даем своим родившимся мальчикам и девочкам разные имена, покупаем им разные игрушки, одеваем их по-разному. Иногда интуитивно по-разному организуем пространство и содержание их детской комнаты...

Однако понимаем ли мы до конца, что разный пол означает не только внешние физические различия, что за ними стоят глубокие, принципиальные, качественные различия организации психики, нервной системы, работы мозга?

В 80-х годах ХХ века доктором биологических наук Вигеном Геодакяном была предложена теория, согласно которой «мальчики и девочки» являются двумя разными «эволюционными ветвями» развития человека. Он считал, что природе в какой-то момент в борьбе за существование потребовалось наличие двух подсистем - консервативной и прогрессивной. Консервативная опиралась на устойчивые, проверенные признаки организма, могла передать их по наследству и потому обеспечивала максимальную выживаемость и приспособляемость к окружающей среде. Прогрессивная была связана с постоянным появлением новых признаков, мутацией, изменением. Она уязвима, не так жизнестойка, отягощена различными отклонениями, менее адаптивна в обычных условиях, но зато может оказаться замечательно приспособленной к другим условиям меняющейся жизни. В одном организме обе подсистемы одновременно существовать не могут. Так в эволюции появляются два типа организмов: женские и мужские. Роль консервативной подсистемы отводится женскому полу, а мужскому передается рискованная роль прогрессивной.

Можно сказать, что «девочки» биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям. Их отличают заметная выносливость, меньшая подверженность вредным влияниям, выраженная однотипность поведения и гибкая приспособляемость к тем условиям, которые создаются дома, в детском саду, школе или на работе. «Средняя девочка» лучше успевает в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям, более послушна, легче поддается воспитанию и обучению.

На «мальчиках» природа пробует всевозможные «новшества». Они заметно уязвимее физически и психически, значительно менее одинаковы (разброс от гениев до «прямо наоборот»), хуже приспосабливаются, труднее поддаются воспитанию и на первых порах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг, длительнее все стадии развития, и, следовательно, по биологическому возрасту они младше своих сверстниц - девочек.

А это означает, что, когда 1 сентября умилительно трогательные первоклашки с букетами в руках входят в класс, психологическая разница между девочками и мальчиками одного паспортного возраста составляет целый год, а может быть, и больше.

Девочки замечательно справляются со всем, что требует извлечения из памяти стандартных решений, опоры на исполнительскую сторону работы - иными словами, с типовыми, стандартными заданиями. Мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Но при этом у них обязательно страдает скучная для них, исполнительская, часть работы. Мальчики не склонны к механическому подражанию и заучиванию, не могут работать по схемам и шаблонам, формулам и правилам, не понимая их. Очень часто они первыми соображают, как решить задачу, но при этом настолько путаются в вычислениях, что получают двойку за глупые ошибки и небрежность.

На первый взгляд девочки заметно лучше говорят и рассуждают. Именно от них, а не от своих сыновей мамы во дворе школы узнают не только «волнительные» подробности прошедшего школьного дня, но точное содержание домашних заданий. Но чаще всего речевое поведение девочек затрагивает, как правило, лишь исполнительскую часть речи, а не глубинные уровни речевого мышления.

До поры до времени мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте лучше развито пространственное, а не речевое мышление.

Иными словами, никогда не следует сравнивать учебные достижения и срывы мальчиков и девочек - одноклассников и сверстников. Совместное обучение мальчиков и девочек происходит на фоне их разного биологического возраста, разных темпов и колебаний в развитии, разной последовательности созревания психических функций, разного времени вступления в подростковый возраст и при непохожих проявлениях его протекания в сфере психики.

Кроме того, мальчики и девочки совершенно по-разному взаимодействуют с педагогом. Девочки настроены в первую очередь на общение. Им важен свой собственный контакт с педагогом, который поддерживается через выражение лица, жесты, позы, интонации речи. Отвечая урок, девочка чутко улавливает малейшее изменение в поведении учительницы. А мальчики практически не обращают внимания на все эти «тонкости» и при выученном, и при невыученном уроке. Более того, если он уверен в своем ответе, то будет спорить и отстаивать свое мнение, «не взирая на лица» в прямом и переносном смысле этого слова.

Итак, споры о том, следует ли учить вместе мальчиков и девочек, особенно при современном многоальтернативном подходе к образованию, имеют объективное основание. Сторонники ответа «да» и сторонники ответа «нет» опираются на достаточное количество веских аргументов в пользу каждой точки зрения. Но об этом, как и об отношении школы к одаренности мальчиков и девочек, как и об их различном подростковом развитии, и о том, как вырастить мальчика или девочку в неполной семье, - в следующий раз...

Наталья ЕВСИКОВА, педагог-психолог московской школы №1243, мама 24-летнего мальчика

и 20-летней девочки