Спектакль под названием «МРОТ» шел в трех действиях.

В первом на думскую трибуну взошла заместитель министра финансов Любовь Глебова и представила закон, который предложило правительство. Суть закона: установить с 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда в сумме 1400 рублей в месяц для работников организаций и учреждений независимо от форм собственности. Как говорится, просто, со вкусом и совсем минимально.

Правительство предложило увеличить МРОТ на 27 процентов по сравнению с установленным в 2006 году. В заключении, данном Комитетом по труду и социальной политике, отмечено, что среднемесячная заработная плата в 2007 году возрастет на 18,3-20,1 процента. При этом предусматриваемый законопроектом рост заработной платы выше прогнозируемого роста цен, а реальная зарплата в 2007 году возрастет лишь на 9,3 процента. Если планируемое в нынешнем году увеличение зарплаты бюджетников на 15 процентов признается народом копеечным, то что уж говорить о 9,3 процента?! То есть никакого существенного влияния на изменение соотношения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума предлагаемое в законопроекте правительства повышение МРОТ не оказало бы. Тем более что оно основано на прогнозе величины уровня инфляции, рассчитанном в 2005 году, и не учитывает реальный ее уровень в 2005-2006 годах и предполагаемый уровень в 2007-м. Тем не менее Комитет по труду и социальной политике законопроект правительства поначалу не отверг и согласился с тем, что его можно рассмотреть в первом чтении.

Парадоксально то, что подписавший заключение комитета его руководитель Андрей Исаев вошел в группу депутатов, предложивших свой проект закона о МРОТ. В этой группе - Борис Грызлов, Николай Булаев и Татьяна Яковлева. Рассмотрение этого законопроекта на том же заседании Госдумы стало вторым актом спектакля. Кстати, на пленарном заседании Госдумы Любовь Глебова, судя по всему, была сражена тем, что эта достойная четверка тоже выступила с законодательной инициативой, и робко отметила: правительство не против их законопроекта. Такой вот драматургический зигзаг: у нас свой закон, но и ваш нам очень нравится.

Что же понравилось заместителю министра финансов? Наверное, то, что для реализации закона, предложенного депутатами, не потребуется вообще никаких средств, хотя повысить МРОТ они предлагают с 1 сентября 2007 года в 1,82 раза, то есть до 2000 рублей. О том, что денег на это не нужно, говорил неоднократно, в том числе на встрече с членами президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Николай Булаев. Николай Иванович при этом представлял проект как нечто революционное, против чего, несомненно, возразит правительство, но что будет принято, раз в группу, выступившую с законодательной инициативой, вошел сам спикер Борис Грызлов. Но правительство и Минфин спорить не стали, со всем согласились. А почему бы тому же Минфину, чахнущему над Стабфондом, с этим не согласиться, если бюджету ничем это не угрожает?

Скажу сразу, что после установления МРОТ на уровне 2000 рублей слегка улучшится положение тех 6,6 (или около 10 процентов от общего числа работников) миллиона граждан, которые получают зарплату меньше МРОТ, и это, конечно, хорошо. Плохо другое: минимальный размер оплаты труда в 2000 рублей предложено устанавливать для всех работников, кроме тех, которые трудятся в организациях, финансируемых из федерального, регионального и местного бюджетов, и обеспечивать его должны работодатели из их собственных средств. К тому же закон предусматривает, что регионы могут устанавливать и свой МРОТ, но и им на это никаких бюджетных средств дополнительно выделять не будут. Правда, заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков в своем отзыве на законопроект намекнул, что возможна ситуация, когда в регионе будут действовать два МРОТ: федеральный и региональный, к тому же, написал он, вообще непонятно, для каких целей вводится минимальный размер оплаты труда в субъектах РФ, если разумнее иметь один - федеральный. Но поскольку Александр Дмитриевич в целом законопроект поддержал, на такие мелочи, судя по всему, никто внимания не обратил. Главное не в этом. «Установление минимального размера оплаты труда, включающего доплаты и надбавки к заработной плате, на уровне 2000 рублей в месяц - записано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, предложенному четверкой депутатов Госдумы РФ, - не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и позволит осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников федеральных государственных учреждений в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2007 год». Все вроде бы хорошо, только вот на самом деле работодатель должен будет из собственных средств оплачивать работнику ту разницу, которая может возникнуть между двумя «минималками» - федеральной и региональной. То есть по сравнению с работодателем, получающим финансирование из бюджета, частник будет поставлен в худшее положение. Вероятно, поэтому работодатели в рамках Российской трехсторонней комиссии и выступили против предлагаемого законопроекта.

Фокус заключается еще в одном: законопроект предусматривает включение в величину МРОТ всех видов доплат и надбавок к зарплате, предусмотренных законодательством (так что и работодателям закон в принципе урона нанести не может: отменив доплаты и надбавки, они в минусе не окажутся), а величина этих доплат и надбавок, например, в бюджетной сфере варьируется от 40 до 120 процентов оклада в зависимости от условий и режима труда, сложности работ и так далее. Как написала в письме Андрею Исаеву председатель Комитета по здравоохранению Татьяна Яковлева, законопроект предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс РФ: из статей 129 и 133 будут исключены положения о том, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Вообще очень трогательно наблюдать, как авторы законопроекта - председатели комитетов - дают положительные отзывы на документ, который сами и предложили. Тихо, просто и почти по-семейному.

Законопроект многие назвали популистским, он и в самом деле вступит в силу тогда, когда до выборов в Госдуму РФ останется три месяца. Но популизм какой-то странный, потому что все бюджетники будут законом недовольны, ибо на их зарплате повышение МРОТ до 2000 рублей никак не скажется. Законопроект исключает из ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» норму, устанавливающую соотношение между тарифными ставками первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки в размере не менее 1 к 4,5. Это станет основанием для увеличения зарплаты только низкооплачиваемой категории работников без соответствующего увеличения заработка более квалифицированным категориям и неминуемо приведет к снижению дифференциации зарплаты в зависимости от качества труда.

О зарплате бюджетников авторы законопроекта, судя по всему, не думали. Что странно, так как Булаев и Яковлева возглавляют комитеты, занимающиеся проблемами как раз работников бюджетных отраслей, а Исаев просто по определению и по статусу заместителя председателя ФНПР должен отстаивать интересы бюджетников.

Кстати, профсоюзы бюджетной сферы - образования и науки, культуры и здравоохранения - вместе с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым направили свое обращение к спикеру Совета Федерации РФ. Дескать, вы постоянно высказываете намерения улучшить положение бюджетников, так мы вам предлагаем: отправьте бюджет 2007-го снова в Государственную Думу РФ и предложите предусмотреть повышение зарплаты не на 15 процентов, а на 30 - для начала. Но спикер на письмо профсоюзов не ответил (бюджет был утвержден вместе с 15-процентным увеличением), зато на одной из пресс-конференций заявил, что его партия намерена создавать новые профсоюзы. Как говорится, однако! Но смелость закончилась быстро, от спикера СФ РФ поступило предложение о встрече с профсоюзными лидерами для того, чтобы пообсуждать дальнейшие планы. Те предложение отвергли, нельзя-де на всю страну говорить, что профсоюзы не те, а потом кулуарно приглашать их на встречу. На том пока разговоры о зарплате бюджетников и ее повышении более чем на 15 процентов в 2007 году и ограничились.

Профсоюзы работников бюджетной сферы дали предложения в законопроект, а потом повторно направили их в разные инстанции, пытаясь настоять, во-первых, на том, чтобы законодатели предусмотрели реальное и более значительное повышение заплаты бюджетников, и, во-вторых, чтобы увеличение МРОТ не съело региональные доплаты и надбавки. Но ответа на эти предложения не последовало.

Наконец, третий акт законодательного спектакля был посвящен третьему законопроекту, предложенному группой депутатов. В восьмерку законодателей вошли такие известные люди, как Дмитрий Рогозин, Борис Виноградов, Олег Денисов. Представлял Думе законопроект депутат Иван Харченко. Суть предлагаемого заключалась в том, что поскольку величина прожиточного минимума в некоторых регионах превышает МРОТ более чем в 4 раза, а величина МРОТ не позволяет основной части населения (в том числе врачам и учителям) оплачивать полную стоимость жилья и коммунальных услуг, то минимальный размер оплаты труда нужно увеличить к январю 2008 года до 3200 рублей. Повышение, по мнению авторов законопроекта, не должно быть одномоментным: с 1 января 2007 года они предлагают установить МРОТ в размере 1700 рублей, с 1 июля 2007-го довести его до 2500 рублей, а с 1 января 2008-го повысить до 3200 рублей. Но в этом случае для повышения МРОТ нужно было бы предусмотреть средства в бюджете. Андрей Исаев в своем заключении на законопроект посчитал, что в 2007 году для этого потребуется из бюджета страны не менее 480,5 миллиарда рублей только на повышение зарплаты работникам федеральных государственных учреждений (что не предусмотрено), кроме того, нужно будет увеличить расходы на зарплату в регионах и муниципалитетах, а в их бюджетах предусмотрено повышение зарплаты только на 15 процентов.

Конечно, законопроект не был поддержан в Думе еще до рассмотрения на пленарном заседании. А Александр Жуков, также отрицательно отнесшийся к законопроекту, в своем заключении попенял авторам, что те не проанализировали, как принятие такого закона скажется «на развитии инфляционных процессов в экономике, на уровне доходов населения во внебюджетной сфере, на величине доходной базы бюджетов РФ, а это не позволяет провести комплексный анализ возможных финансовых последствий принятия законопроекта в отношении его затратности».

После недолгих дебатов на пленарном заседании депутаты приняли в первом чтении большинством голосов законопроект, предложенный Грызловым, Исаевым, Булаевым и Яковлевой. Символический занавес опущен, но то, как сложится окончательная судьба законопроекта, можно спрогнозировать довольно уверенно. Она сложится счастливо, и законопроект будет в конце концов принят в 2007 году. А почему бы не принять то, что в реальной жизни и для большинства граждан, и для большинства бюджетов ничего, по сути, не меняет? Одна надежда на то, что, начав с этого, депутаты потом потихонечку перенесут действие закона на все, в том числе бюджетные организации. Но это, как говорится, уже совсем другая история, требующая иной драматургии.