Насколько актуальны сейчас для образования поднятые на конференции проблемы? На этот вопрос можно было бы ответить одной фразой, прозвучавшей на пленарном заседании: «В условиях складывания международного рынка труда, открытого информационного и культурно-образовательного пространства отрасль не может оставаться замкнутой государственно-ведомственной системой, отчужденной от общества как непосредственного потребителя образования». Действительно, если рассматривать образование как услугу, а именно так сегодня принято характеризовать эту сферу, оно должно в первую очередь учитывать интересы потребителей, то есть общества. Ярослав Кузьминов, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, ректор ГУ-ВШЭ, в своем выступлении заметил: «В Конституции и Законе «Об образовании» система образования рассматривается с позиций личности, общества и государства, однако в реально действующей нормативно-правовой базе интересы личности и общества представлены на декларативном уровне. Их участие в формировании образовательной политики и управлении образованием не раскрывается и не регламентируется».

По мнению Кузьминова, интересы участников учебного процесса не могут быть реализованы в рамках такой системы взаимодействия общества и государства. Возникает вопрос, как перестроить систему. Но для начала нужно определить стороны, заинтересованные в подобной перестройке.

Государство. Является ли оно в данном случае заинтересованной стороной? Очевидно, да, хотя бы потому, что получает возможность переложить часть ответственности за принятые решения на общественные институты.

Учащиеся. Организованные во многих учебных заведениях ученические советы свидетельствуют о том, что новое поколение не только хочет, но и может решать проблемы образования.

Родители учащихся. Это, пожалуй, наиболее заинтересованная сторона. В прежние времена родительские комитеты в школах были очень активны, чего же говорить о временах нынешних, когда многие родители готовы спонсировать учебный процесс - лишь бы к их мнению прислушивались.

Преподаватели. Работа в режиме диалога - одно из направлений инновационной деятельности, сформулированное еще двадцать лет назад учителями-новаторами, приобретает сегодня особую актуальность. В технике есть понятие саморегулирующейся системы. Саморегуляция невозможна без обратной связи. Так вот, работа с учениками в режиме диалога дает педагогу возможность наладить обратную связь и тем самым корректировать как свою деятельность, так и деятельность всего образовательного учреждения и таким образом участвовать в его управлении.

Руководители учебных заведений. Современная тенденция развития попечительских советов демонстрирует готовность многих руководителей поделиться властью с общественностью в обмен на помощь в решении финансовых проблем учебного заведения. Впрочем, не только недофинансирование учит руководителей быть более демократичными. Теория саморегулирующейся системы срабатывает и в данном случае, на более высокой ступеньке служебной лестницы.

Работодатели. Нынешнюю ситуацию на рынке труда в России экономисты характеризуют как неустойчивую и слабопрогнозируемую, а структуру спроса на образование считают искаженной. Как привести в соответствие спрос и предложение? В советские времена существовали госзаказ и распределение. А сегодня? Сегодня система разомкнута, из нее выпали несколько звеньев, и главное из них - та самая обратная связь, о которой уже упоминалось и которая позволяет системе саморегулироваться. Звеном обратной связи в данном случае является механизм корректировки системы профессионального образования с учетом спроса на рынке труда. И кто как не работодатели заинтересованы в скорейшем запуске этого механизма!

Каким образом может быть достигнут консенсус между всеми перечисленными сторонами? Участники конференции предлагают формировать переговорные площадки на школьном, муниципальном и региональном уровне для общественного обсуждения образовательной политики и поиска взаимоприемлемых компромиссов. При этом работа не должна сводиться к формальному расширению или насаждению общественных советов в школах, обсуждению образовательных программ или поощрению успешных педагогов - необходим комплексный подход к решению проблем образования.

Естественно, что одной из наиболее остро обсуждаемых на конференции тем стало финансирование образовательной системы. Увы, оно продолжает оставаться неоправданно низким не только в абсолютном выражении, но и в относительном - я имею в виду сравнение с развитыми странами. Причем расходы на научно-исследовательские работы в высшей школе практически стремятся к нулю, оставляя вузовскую науку без средств существования. Это привело к тому, что до 80 процентов программ ВПО не базируется на собственных разработках. На фоне статистики, демонстрирующей бедность нашего образования, любопытно выглядят результаты социологического опроса, которые привел в своем выступлении Ярослав Кузьминов. Респонденты отвечали на вопрос, важно или не важно иметь в наше время высшее образование. Утвердительно ответило подавляющее большинство. Ректор Высшей школы экономики отметил странный российский парадокс: постоянно растущий спрос на высшее образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой. В результате - перепроизводство специалистов с высшим образованием, несовпадение структуры подготовки и потребности рынка, организационный разрыв науки и образования... Мы возвращаемся к теории саморегулирующейся системы, к которой наше общество пока еще только стремится.