Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.

Сократ

В нашей стране сложилась достаточно эффективная система образования. Об этом свидетельствуют многие показатели: успешные выступления российских школьников на различных олимпиадах и конкурсах, их высокий уровень интеллекта по сравнению с зарубежными сверстниками. Но жизнь не стоит на месте, время вносит свои коррективы, появляются новые тенденции в обучении. Возникла необходимость усилить практическую направленность преподавания, делать упор не на запоминание, а на умение добывать и применять знания. Поэтому именно сейчас остро встал вопрос о необходимости модернизации и совершенствования всей системы образования.

Большая работа проведена в нашей области по информатизации образования. Осуществилась массовая поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города и области. В рамках нацпроекта идет массовое подключение к интернету, составляются программные продукты. Это действительно очень важно. В России формируется информационное общество, а с помощью новых информационных технологий страна вступает в мировой процесс образования глобального информационного пространства.

Школа, где я работаю заведующей библиотекой, - одно из старейших образовательных учреждений города: в 2008 году ей исполнится 100 лет. История школы - прекрасная иллюстрация преобразований во всех областях, и народного образования в частности.

Из второй самарской мужской гимназии (основанной в 1908 году) она превратилась в современное образовательное учреждение, в ней 1048 школьников. Здесь преподают 86 педагогов, свыше половины имеют высшую квалификационную категорию, есть заслуженный учитель РФ, отличники народного просвещения и почетные работники общего образования РФ. Сегодня школа успешно участвует в реализации всех направлений национального проекта, активно использует информационные технологии и компьютерную технику. В школьной библиотеке, например, оборудовано четыре места для работы с компьютером, один из которых получен библиотекой в рамках проекта «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек и основных школ Российской Федерации». Есть принтер, сканер, выход в интернет, эффективность использования которого в школе сегодня зависит от того, насколько грамотно и ответственно отнесутся к этому взрослые: родители, учителя и библиотекари. Я активно использую интернет для пополнения информационных ресурсов библиотеки, нахожу там материалы для подготовки различных массовых мероприятий. Например, к 195-летию Царскосельского лицея удалось найти интересный материал для работы с читателями.

Внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно-деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания. В нашей школе уже многие уроки проводятся с использованием компьютера.

В этом есть и моя заслуга. Я стала активно использовать компьютер в работе школьной библиотеки как в массовой работе с читателями, так и в работе с книжным и учебным фондами. Проводится мониторинг учебных изданий на основе программы МАРК-SQL, постепенно создается база данных учебной литературы, электронные каталоги. Активно используется такой вид работы, как создание компьютерных презентаций. Так, к V Ломоносовским чтениям, которые ежегодно проводятся в школе, была создана презентация «Во славу народа российского» о жизни и научной деятельности Ломоносова, к 420-летию Самары подготовлена презентация «Мой любимый город», используются программные продукты, полученные школой, в рамках проекта информатизации образования.

Очень жаль, что в национальном проекте нет упоминания об изменении положения школьной библиотеки. Мы в стороне, но не по своей вине.

Пользуясь случаем, хочу привести высказывание Елены Лаховой, председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, с которым я полностью согласна: «К сожалению, за рамками проекта остались школьные библиотеки. На протяжении долгих лет руководители органов управления образованием предпочитают не замечать, в каком критическом состоянии находится библиотечное дело в школах. Мы с большим рвением занялись и увлеклись компьютеризацией школ. И забыли при этом о роли книги в образовании и воспитании детей. По результатам международного тестирования 15-летние школьники оказались по качеству чтения на 33-м месте из 40 развитых стран. Для многих детей, особенно из сельских и отдаленных районов, школьная библиотека - единственная возможность приобщиться к чтению и культуре».

В нашей школе предпринимаются попытки обновления и пополнения библиотеки: из внебюджетного фонда выделяются средства на детские периодические издания, на пополнение фонда методической и художественной литературы, но школа самостоятельно не может удовлетворить все возрастающие потребности детей и педагогов в качественной литературе в полном объеме и на должном уровне.

Во многие школьные библиотеки в течение последних 15 лет практически не поступило ни одного произведения художественной литературы из федерального бюджета (за исключением 100 томов в рамках президентской программы).

Одним из приоритетов национального проекта должна стать, на мой взгляд, модернизация школьных библиотек. На эти цели необходимо предусмотреть соответствующие средства из федерального бюджета. В рамках национального проекта следует выделить средства на немедленное восстановление фондов школьных библиотек, обеспечение их детской, справочной, энциклопедической литературой. Что мы видим сейчас? Из-за отсутствия хорошей и умной книги, которая учит ребенка самостоятельно мыслить, развивать память, воспитывает высокие нравственные качества, формирует активную жизненную позицию, современные юные читатели в большинстве своем имеют возможность взять в школьной библиотеке ветхое, допотопное издание по школьной программе. Приятно, что в обществе зреет понимание, что без воспитания любви к хорошей литературе и чтению мы можем потерять молодое поколение.

Быть может, я в чем-то и заблуждаюсь, но, как сказал Гете, «есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями».

Елена ДЕНИСОВА, заведующая библиотекой школы №6 им. М.В.Ломоносова, Самара