Девочка играла на скрипке у городского загса. Играла самозабвенно. Мендельсон в ее исполнении звучал по-детски задорно и весело. Но вот молодожены со счастливыми улыбками вышли из здания. Юная скрипачка мгновенно прекратила игру и потребовала за свое искусство 500 рублей. «Что ты, девочка, это большие деньги, - все еще улыбался жених. - Мы же ни о чем тебя не просили...» Полученную сотню Лиза разорвала в клочья. «Не дадите?» - она бросилась под колеса свадебной машины.

К истеричным «концертам» девочки со скрипкой работники загса привыкли, но это было уже слишком! В этот раз они вызвали наряд милиции.

Лиза - гениальный ребенок. Так решила Лизина мама. Уже хотя бы потому, что папа девочки «не какой-нибудь там русский мужик», а итальянец. Каким чудом проезжал он около 12 лет назад через небольшой поселок близ Новгорода, неизвестно, но известно, что Лизина мама сразу после рождения дочери поехала в Москву в итальянское посольство выбивать алименты. Правда, недавно, когда умерла Лизина бабушка, соседи откровенно стали поговаривать, что жила, дескать, все это время эта семья на бабушкину пенсию. Лизина мама не хотела работать. И зарабатывать деньги теперь надо было Лизе.

Хорошо, что девочка умеет играть на скрипке. Лиза стала играть в людных местах, а мама - стоять за углом и контролировать... Вскоре мама перевела Лизу из обыкновенной в престижную городскую школу. Именно в такую, где надлежало учиться «гениальному ребенку».

Первой пострадала от Лизиных кулаков одна милая тихая девочка. Это произошло через считанные дни после начала учебы в новой школе. Затем пришла очередь мальчика, взятого в приемную семью. Лиза выбирала самых морально уязвимых и избивала ногами... Однако некоторых она не била, ей было достаточно крикнуть мальчику, чей папа погиб в Чечне: «Эй ты, сирота казанская!» - и зло засмеяться.

В престижной школе нужно было учиться и учиться больше и добросовестнее, чем в обычной. А Лизина мама не понимала, зачем ее дочке надо учиться, так же как не понимала, зачем ей самой работать. В пятом классе Лиза прогуляла почти половину (!) годового учебного времени без всяких на то причин. Когда в квартиру стучались учителя, Лизина мама просто не открывала им дверь. Лиза не выполняла домашних заданий, оскорбляла учителей, уходила с уроков.

...Теперь на каждом уроке в Лизином классе находятся два педагога! Один ведет занятие, второй следит за Лизой. В любой момент она может сорвать урок, наброситься на одноклассников. Если учитель пытается удержать Лизу, чтобы та не покалечила детей, Лиза бьет и учителя...

Лизина мама в поведении дочери винит... педагогов. Они, дескать, настраивают других детей против ее «гениального ребенка». Но и в двух других школах, где Лиза пыталась учиться, складывались аналогичные ситуации. Маму не беспокоит это странное совпадение. Она пишет жалобы на учителей - в городской Комитет образования, в прокуратуру, в Министерство образования и науки России.

Мама приходит в школу, устраивает громкие скандалы, оскорбляет учителей, родителей учеников. Периодически в школе собираются на встречу с Лизиной мамой представители Комитета образования, прокуратуры, местных СМИ.

Похоже, у матери с дочерью сложился прочный дуэт. Но на самом деле здесь трио: администрация школы, ученики и родители. Согласно Закону «Об образовании» это трио может влиять на жизнь школы путем закрепления определенных пунктов в ее уставе, в правилах поведения учащихся. Но в уставе Лизиной школы нет пунктов, которые могли бы помочь в описанной ситуации. Разрешено за противоправные действия и грубое неоднократное нарушение устава исключение из школы ученика, достигшего 14 лет. Двенадцатилетнюю Лизу устав позволяет перевести в другой класс. Закон «Об образовании», на который опирается устав, защищает права Лизы и ее мамы - без согласия мамы невозможно перевести Лизу в другую школу, в том числе в школу для детей с девиантным поведением. Нельзя по этой же причине перевести и на индивидуальное обучение. Нельзя провести в исключительном случае психиатрическое освидетельствование родителя (врачи, наблюдавшие поведение Лизиной мамы, считают, что она не вполне здорова).

Школьные педагоги уверены - дочь можно спасти от пагубного влияния матери. Но лишать ее родительских прав не за что - к ребенку она относится хорошо, ведь Лиза зарабатывает для нее деньги. Мать просто делает дочку похожей на себя... Как быть в такой ситуации?

Великий Новгород

От редакции

И все-таки дисциплина в школе - это прямая административная функция ее директора. Чтобы работа была наиболее эффективной, нужно детальное нормативное регулирование отношений между людьми. Те правовые акты, что принимаются минобрнауки или даже правительством (как, например, Закон «Об образовании»), не могут учесть всего своеобразия условий в каждой конкретной школе. Они регламентируют лишь принципиальные для общества и государства вопросы деятельности образовательного учреждения. В результате многие важные отношения в школе остаются неурегулированными. И в результате и учителя, и дети нередко оказываются в сложной, а подчас и неразрешимой ситуации. Однако именно ученики должны быть в центре внимания администрации школы, и их поведение детально определено в локальных правовых актах.

Чтобы наиболее подробно регламентировать поведение, школа принимает в форме локального нормативного акта «Правила поведения учащихся» (которые обязательно регистрируются в органах государственной регистрации). Нарушение норм поведения влечет за собой применение мер не только воспитательного, но и дисциплинарного воздействия. В правилах поведения школа самостоятельно детализирует права и обязанности учеников, виды поощрений и меры наказания (с учетом законодательства).

Особенность состоит в том, что язык и формулировки правил должны быть просты и понятны детям любого возраста. Специалисты рекомендуют разделить «Правила поведения учащихся» на три смысловые части: декларация прав учеников, правила поведения, поощрения и наказания.

Мнения

Лариса ТРОПКИНА, директор лицея №5 Центрального района Волгограда:

- А мне кажется, в такой ситуации не помогают ни устав, ни «Правила поведения учащихся». Помогает только профилактика, профилактическая работа с детьми и их родителями. По счастью, я никогда не встречалась с девочкой, которая терроризировала бы весь класс, ведь в нашем лицее учатся хорошие, интеллигентные дети. Но ситуация, которая сложилась в Великом Новгороде, для сегодняшнего времени достаточно распространенная, даже типичная. Справиться с такими детьми поможет, на мой взгляд, создание в школе совета по профилактике правонарушений и правопорядка. В нашем лицее такой совет есть. В него входят завуч по воспитательной работе, родители, имеющие авторитет в районе или даже городе, мнение которых весомо.

И еще я считаю, что в подобных ситуациях районный или городской Комитет по образованию должен определенно показать маме этой девочки, что он на стороне школы, на стороне детей, которых девочка обижает.

Елена ДУБРОВСКАЯ, директор лицея №103 раздельного обучения «Гармония» Железногорска Красноярского края:

- Помню когда-то давно у нас учился мальчик, который кусал одноклассников. Ну что было делать с таким ребенком? А в школе действовал Совет отцов. Так вот, совет серьезно поговорил с папой этого мальчишки. Ему сказали так: либо вы нанимаете человека, который сидит в классе на каждом уроке и следит за ребенком, либо вы делаете это сами. Представьте себе, суровый разговор так подействовал на папу, что тот взял отпуск и целый месяц вместе с сыном ходил на все занятия.

Кстати, директор школы, где учится девочка, которая терроризирует весь класс, вполне может обратиться в Комитет по делам несовершеннолетних, а тот уполномочен наложить на маму штраф в размере 1,5 тысячи рублей.

Наталья АЛЕКСАНДРОВА, директор школы №22 Кургана:

- В поведении любого человека всегда немало загадок. В нашем конкретном случае налицо педагогическая запущенность. И прежде всего нужно найти корень зла. С чего следует начать? Как правило, так себя ведет ребенок, которого когда-то кто-то серьезно обидел. Если в школе есть опытный психолог, ему надо попытаться вызвать ребенка на разговор. Если психолога нет, то эту миссию должен взять кто-то другой, пользующийся расположением девочки. Нужно как можно больше собрать информации о событиях в ее жизни и попытаться их проанализировать.

Обязательно после выяснения причины агрессивного поведения выстроить определенные взаимоотношения с ученицей. Мобилизоваться должен весь педагогический коллектив. Можно провести в школе консилиум, на котором выработать единую линию поведения.