Не жалея сил и времени

Село Дубровичи расположено в нескольких километрах от Рязани. «Вот она, Русь-матушка», - думаешь, глядя из окна машины. Дорога, разбитая осенней распутицей, наводит на грустные мысли. Но на душе вдруг становится светлее и легче, когда оказываюсь на пороге Дубровической средней школы. В необъятной России таких школ, как в этом селе, великое множество. И все они вроде бы похожи друг на друга. Но главное их богатство, конечно же, педагоги, большинство из которых - выпускники родного учебного заведения. Одна из них - учитель математики и физики Вера МАТРЕНИНА. Родилась в Дубровичах, после окончания Рязанского педагогического института вернулась в сельскую школу, где работает вот уже более 20 лет. Вера Николаевна - победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Чтобы лучше узнать педагога, необходимо взглянуть на его работу глазами учеников, родителей, бывших выпускников, которые знают учителя не понаслышке. Вот как отзываются о Матрениной родители

9-классников: «С нашими детьми Вера Николаевна работает пятый год. Учитель добивается от каждого ребенка понимания учебного материала, не жалея ради этого своего свободного времени... Вера Николаевна всегда в окружении учеников. Даже самые «гуманитарные» дети выбрали для итоговой аттестации математику».

«Вера Николаевна - прекрасный помощник для своих коллег-педагогов. Она руководит и принимает участие в работе методических объединений естественно-математического цикла и классных руководителей. Насколько это возможно в нынешних условиях, поддерживает в отличном методическом и эстетическом состоянии свой школьный кабинет. Не у всех учителей хватает сил и терпения поднять и поставить «чужих» детей на ноги, вырастить из них образованных, достойных уважения людей. Когда Вера Николаевна общается с детьми, это похоже на разговор закадычных приятелей, понимающих друг друга с полуслова», - это мнение членов родительского комитета.

Родители Надежды Шустровой, которая в 1998 году окончила Дубровическую школу, считают, что именно Вера Николаевна привила их ребенку интерес к математике, самозабвенное отношение учителя к своей работе заставляло трудиться и других учеников. После школы Надежда Шустрова поступила в Рязанскую радиотехническую академию на инженерно-экономический факультет.

Вера Николаевна была классным руководителем у Дениса Оспенникова с 1998 по 2005 год. Сегодня Денис - курсант Рязанской школы МВД. Вот что молодой человек говорит о своем бывшем учителе: «Вера Николаевна считает, что роль каждого ученика в классе - значима и незаменима. Она в каждом умела разглядеть какие-то способности и помогала развивать их, доказывая, что каждый человек умеет делать что-то лучше других. Наш класс добился больших успехов в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, которые проводились не только в школе, но и на районном и областном уровне...»

Заведующая методическим комитетом Рязанского района Татьяна Митина знает Веру Матренину с детских лет, была ее учителем.

- С первых школьных дней Вера обратила на себя внимание тем, что была очень добросовестна к урокам, отличалась трудолюбием, - вспоминает Татьяна Владимировна. - Кроме этого, Вера выделялась добротой и отзывчивостью. Окончила школу с медалью и институт с красным дипломом. Никогда, занимаясь с детьми внеурочно, дополнительно, она не брала платы. Родители это всегда оценивали и относятся к Вере Матрениной с величайшим уважением. Когда встал вопрос, кому быть директором Дубровической школы, все в один голос заявили: Вере Николаевне. Но Матренина - Учитель, Мастер. Родители поняли, что если она станет директором, то, естественно, будет уделять больше времени хозяйственной работе, чем педагогике.

По словам директора Дубровической школы Ларисы Ивановны Панфиловой, авторитет Матрениной в школе и на селе непререкаем, она настоящий профессионал. Наверное, нет в школе ни одного ученика, чьи родители сказали бы, что их ребенок не знает математику.

Главное - личность ребенка

Общаемся с Верой Матрениной в ее небольшом, но уютном и светлом классе.

- Вера Николаевна, в чем, на ваш взгляд, сложность воспитания сельских детей и чем они отличаются от городских сверстников?

- Сельские дети, на мой взгляд, более приспособлены к жизни. Я знаю каждого ребенка, историю каждой семьи. Ребятам бывает тяжело адаптироваться, когда они из села перебираются в Рязань. В городе совершенно другой ритм жизни, другие нравы. Не у каждого молодого человека из села получается обосноваться в областном центре. Здесь многое решает психологическое состояние детей. Классному руководителю обязательно нужно быть психологом, чтобы воспитать личность, которая была бы способна вести достойную жизнь в самых сложных условиях.

- Учитель, по-вашему, должен быть прежде всего педагогом или все-таки воспитателем?

- Я считаю, что воспитателем. Особенно это касается работы классного руководителя. Подходы к воспитанию с годами меняются, потому что меняется общество, меняется жизнь, ее ценности и идеалы. Но, несмотря ни на что, я глубоко убеждена, что в воспитании необходимо ориентироваться на фундаментальные ценности. Стараюсь приобщать детей к духовному и культурному богатству России, нашего Рязанского края. Отсюда родом Сергей Есенин, и мы гордимся этим. Моя главная цель как классного руководителя - становление личности ребенка. Первая проблема, с которой сталкиваешься в пятом классе, - межличностные отношения. Важен устойчивый психологический климат в классе. Необходимо создать ситуацию успеха для среднего ученика, слабого, поддержать каждого, выявить лидеров в коллективе, использовать их положительные качества в работе с классом. Приходится сотрудничать с педагогом-психологом Лидией Ветчининой.

- Легко ли было отважиться на участие в конкурсе лучших учителей в рамках национального проекта «Образование»?

- Конечно же, нет. Очень много документации и критериев. Три месяца педагогический коллектив, родители помогали мне, помогал глава администрации. На одном из педсоветов стали зачитывать критерии отбора. Педагоги школы решили, что по этим критериям подхожу только я. Было очень приятно это слышать, и в то же время я понимала, какая серьезная ответственность на меня ложится.

- Как вы считаете, улучшит ли надбавка за классное руководство ситуацию в школе, связанную с воспитанием подрастающего поколения?

- Все зависит от конкретного человека. Если учитель относится к своей работе спустя рукава, то ему что тысяча рублей, что пять тысяч - все равно. Если же человек, что называется, горит на рабочем месте, вы даже урежьте его зарплату, а он все равно, как работал, так и будет работать.

«Черт с ним, с этим бездорожьем, - подумал я, уезжая в укатанную асфальтом столицу. - Вот на таких учителях, как Вера Николаевна Матренина, держится село. На них стояла, стоит и будет стоять бескрайняя многострадальная Россия».

Дубровичи, Рязанская область