Районный бюджет зависим. С одной стороны, от налогов, то есть от платежеспособности предприятий, расположенных на его территории. С другой - от региональных субвенций, которые распределяются между дотационными районами. А дотационных большинство, вот и оказываются районные управления образования зачастую в роли просителя.

Как этой роли избежать? Ответ напрашивается сам собой - зарабатывать самим. Но для образовательной сферы, особенно в сельской местности, это весьма проблематично. Есть еще один путь - реанимировать местные предприятия, добиться, чтобы они стали рентабельными, платили налоги и... Увы, это тоже непосильная для образовательной сферы задача. Так что же делать? Можно терпеливо ждать, пока на региональном уровне не введут отраслевую систему оплаты труда педагогов. Но здесь есть одно «но». Отраслевые системы эффективны для регионов-доноров, которых в России меньшинство. А потом ждать, искать и догонять - довольно неприятные занятия. Надо действовать! Полоса «Управление» берет на вооружение этот девиз. Мы расскажем о людях, которым несвойственна выжидательная позиция и которые привыкли брать на себя ответственность.

Как известно, ответственность - обратная сторона любого самостоятельно принятого решения. Можно объявить, что зарплата учителям района повышается на 20 процентов, а потом через месяц развести руками и сказать, что «фокус не удался из-за того, что предприятия не заплатили налоги». А можно через тот же самый месяц выплатить педагогам повышенную зарплату, не вдаваясь в подробности, чего это стоило районным властям. Наши журналисты сосредоточат свое внимание на ответственном отношении чиновников к принятым решениям, причем вдаваясь в подробности. Ведь читателям «Учительской» небезынтересно будет узнать, каким образом можно сделать жизнь учителя чуточку лучше. Причем не только в финансовом отношении. Недавно «УГ» опубликовала результаты социологического опроса, проведенного среди выпускников педвузов. Респонденты отвечали на вопрос, почему они не собираются работать по специальности. Среди причин помимо низкой зарплаты были названы: ограниченные перспективы для карьерного роста, невозможность улучшить жилищные условия, отсутствие льгот, ограниченные возможности для повышения квалификации. Молодые специалисты достаточно четко определили те камни преткновения, которые мешают им на пути к просветительской деятельности. Устранением этих камней, причем на конкретных примерах, займется рубрика «Управление».