Чтобы вспомнить и дать возможность молодому поколению увидеть мельчайшие штрихи полотна истории сороковых-роковых, торжества, посвященные юбилейной дате, начались у мемориала героям-панфиловцам в местечке Дубосеково. Открыл их губернатор Московской области Герой Советского Союза Борис Громов. Около шести тысяч человек пришли почтить память защитников столицы. Им была представлена мощная военно-историческая художественная инсталляция с участием военно-исторических клубов и бронетехники времен Великой Отечественной. Было и впечатляющее пиротехническое шоу, и фотографирование на память.

Собравшиеся вспомнили о том, как осенью 1941-го два танковых корпуса фашистов атаковали передний край 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова. У разъезда Дубосеково истребители танков во главе с политруком Клочковым отразили атаки врага, уничтожив 18 из 50 танков. Доблестно сражались все панфиловцы. 28 из них, державших оборону у Дубосеково, стали легендарными.

Спустя полвека былые ценности вместе со многими славными российскими традициями жестко потеснила субкультура, ранее нашей стране несвойственная. Эти перемены коснулись и отечественного кинематографа. Результатом девальвации стало утверждение на экране героев бандитских «бригад» на «бумерах». И все же в этой высокоэмоциональной сфере искусства есть признаки возрождения добра, нравственной чистоты и веры.

С каждым годом все больше хороших фильмов, в том числе о Великой Отечественной. И кинофестивали, отражая требования времени, ориентируются именно на такие картины.

Фестивали военно-патриотического кино хоть и позитивное, но все же испытание на прочность гражданской позиции и профессионализм. С каждым годом на «Волоколамском рубеже» растет зрительская аудитория, и творческое соперничество мастеров киноискусства острее. Нынешней осенью на конкурс отобрали 16 документальных фильмов (их оценивало жюри во главе с режиссером-документалистом Сергеем Роженцевым) и 9 художественных лент, вынесенных на суд профессионалов, возглавляемых автором музыки ко многим известным фильмам, замечательным композитором, народным артистом СССР Евгением Догой. Бессменным президентом «Рубежа» вновь выступила народная артистка России Ирина Скобцева-Бондарчук.

Кинофорум для небольшого города - событие значительное. К тому же посмотреть все фильмы, в том числе и внеконкурсные, можно было бесплатно. И не только в Волоколамске, но и в близлежащем Истринском районе, поселках Лотошино, Шаховская и городе Рузе. В залах было много молодежи. Волоколамцам были представлены и возможности интересных встреч. Например, с заслуженным деятелем искусств России, дважды лауреатом Госпремии СССР Ю. Клепиковым. Было многолюдно на вечере, посвященном 100-летию

А. Аванесовой. Зрители посмотрели ее документальный фильм «Повесть о наших детях», созданный во время Великой Отечественной. Зал был полон на вечере памяти Р. Кармена - классика советского документального кино, прославившегося своими военными хрониками. К его 100-летию режиссер-документалист В. Лисакович представил свой фильм «С Романом Карменом... Путешествие в молодость». Он был удостоен приза администрации города-героя Смоленска.

Событием фестиваля стал внеконкурсный показ фильма «Кочевник» режиссеров

И. Пассера, С. Бодрова и

Т. Теменова (Казахстан/Россия/США). А на закрытии кинофорума был показан уникальный документальный фильм «Парад Победы» (1945 г., режиссеры И. Винжер,

Н. Соловьев, И. Посельский), который еще ни разу публика не видела без купюр. Гостями волоколамцев были А. Панкратов-Черный, Б. Невзоров,

А. Цуркан, Е. Кондулайнен,

С. Орлова и другие известные артисты.

В программе были фильмы не только из России, но и из Китая, Чехии, США, Грузии, Словакии, Казахстана, Великобритании, уже завоевавшие популярность и еще не известные широкой зрительской аудитории.

Главный приз кинофорума для документальных лент завоевал фильм «Последняя вахта» режиссера М. Соловцева. В нем - жизнь и подвиг Героя России матроса Сергея Преминина, погибшего в октябре 1986 г. во время аварии атомной подводной лодки

К-219. Специальный приз за поиски новых форм выразительности в кинодокументалистике достался ленте «Жесты... примирение» (автор сценария и режиссер Ч. Расулзаде). Через главного героя, который вернулся с фронта без рук, автор показал борьбу и примирение людей с беспощадными невзгодами жизни.

Специальный приз жюри за воплощение на экране образа современника увезли в Санкт-Петербург создатели фильма «Браво, Перикола!» (авторы сценария и режиссеры

И. и В. Ефремовы). Их героиня Галина Семенченко, исполнительница задорных куплетов «Периколы», ровесница XX века. Не все знают, что в блокадном Ленинграде не прекращал работу Театр музыкальной комедии. Галина Павловна не просто в нем служила, а c концертной бригадой постоянно выступала и в осажденном городе, и на передовой перед бойцами. Оптимизму и жизнелюбию Периколы фронтовой поры можно по-хорошему завидовать.

Диплом за оригинальное освещение темы любви в документалистике присудили фильму «Прощай, красавица» (авторы фильма И. Семашко, С. Босенко). Советского офицера, бежавшего из плена в горы Италии, и красавицу-итальянку судьба свела в партизанском отряде.

Картина «Космические лоцманы» А. Малечкина и

С. Линникова получила награду за воплощение темы патриотизма в портретах неизвестных героев отечественной космонавтики. Это фильм о тех, кто проходит испытание возможными нагрузками, которые могут выпасть на долю звездных пилотов.

Диплом за глубокое раскрытие образа полководца Великой Отечественной войны вручили режиссеру

М. Максоту за фильм «Чуйковия». Война в картине показана через призму семейной саги Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова.

Приз администрации Волоколамского района за воплощение на экране героической истории Отечества увез в Санкт-Петербург режиссер фильма «Блокада» С. Лозница.

Замечательная документальная лента режиссера

В. Цаликова «Отставной учитель» о Зурабе Гутиеве, участнике Сталинградской битвы, орденоносце, который вместе со своими учениками оказался в числе заложников в Бесланской школе, получила приз регионального Фонда поддержки документального кино

им. Р. Кармена.

Конкурс художественных лент был более предсказуем. Часть из них уже шла в прокате. Главным призом отмечена работа российского режиссера М. Сегала - фильм «Franz + Polina». После просмотра этой жесткой картины по повести А. Адамовича в душе остается светлый мотив: «Мир спасет любовь». Главная героиня картины - актриса Светлана Иванова получила приз за лучшую женскую роль.

Специальным призом за воплощение темы нравственной красоты человека отмечен фильм «Полумгла» режисера А. Антонова. Авторским замыслам помог и творческий вклад в картину композитора Андрея Антоненко, удостоенного диплома за лучшую музыку.

Исполнителем лучшей мужской роли признан актер Джейк Гилленхаалу в фильме «Морпехи» (США). Поиск его героем нравственных истин близок и понятен всем. Диплом за лучший сценарий к фильму получил и Уильям Бройлс.

Жюри высоко оценило и фильм «Перегон» А. Рогожкина. Ему достался диплом за оригинальность воплощения темы войны. На Крайнем Севере, на Чукотке, за тысячи километров от передовой война обжигает людские судьбы.

Фильм «День Победы»

Ф. Петрухина получил приз губернатора Московской области за воплощение на экране образа защитника Отечества. Война и через 60 лет не кончилась для двух ветеранов, которые случайно встретились на юбилейном Параде Победы. Молодому поколению будет интересно то, что главную роль в картине играет культовый актер Дмитрий Дюжев.

Ни один кинофестиваль не обходится без приза зрительских симпатий. Он достался картине В. Лукина «Прорыв» о подвиге легендарных псковских десантников.

На фестивале показали и документальную ленту «Огромное небо» Ж. Соколова о судьбе нашего современника военного летчика.

Запросы самых маленьких любителей кино устроители фестиваля тоже учли. Во внеконкурсной программе фильмов для детей состоялись показы полнометражных анимационных фильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Константина Бронзита, картины Юрия Норштейна «Сказка сказок», ленты Аллы Суриковой «Тайна Волчьей пасти».

В заключение поклонников военно-патриотического кино порадовали хорошей новостью. В следующем году фестиваль будут принимать в новом, современном мультимедийном комплексе.

Для организаторов и подвижников фестиваля, всех его участников важно вернуть людей в кинотеатры не «нравственно модифицированным» продуктом, который опасен для здоровья, а истинной духовной пищей. Добротный, полноценный кинофорум служит этой цели.