«Ученическое самоуправление: проблемы функционирования и перспективы развития»

Несмотря на присущую самоуправлению самостоятельность, школьники тем не менее нуждаются в определенной педагогической помощи, минимальной поддержке учителей, родителей и других взрослых.

Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы наших выпускников, способных в дальнейшем участвовать и в местном самоуправлении, и в управлении страной.

Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены приобретать необходимый опыт путем проб и ошибок. Но это многим очень дорого обходится.

Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее его игнорирование недопустимо. Здесь не идет речь о вытеснении самоуправлением других методов.

Это не только отклик на требования жизни. В основе лежат более глубинные, основательные причины. Развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век, безусловно, будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.

Основной целью организации ученического самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач: создание системы самоуправления на всех уровнях, что позволит обеспечить оптимальные условия для развития молодежи; создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях; подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и живущего в четком правовом пространстве; формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры; помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России; помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешными в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество; содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями; образовательная поддержка талантливой российской молодежи, помощь в профессиональном становлении, достижении высокого уровня социальной зрелости и т.д.

Федеральное агентство по образованию не только декларирует необходимость введения (или восстановления) ученического самоуправления, но и занимается просвещением и педагогов, и учащихся. Свидетельство этого - проведение двух всероссийских конкурсов моделей ученического самоуправления (2003-2004 гг. и 2005-2006 гг.)

В конце апреля 2006 года оргкомитет подвел итоги конкурса, на который поступило 278 материалов из 53 регионов России.

По четырем основным номинациям: «Общеобразовательная школа»; «Лицей, гимназия»; «Школа-интернат» и «Учреждение дополнительного образования детей».

В августе 2006 во Всероссийском детском центре «Орленок» прошла специализированная тематическая смена «Лидер-2006», на которую приехали 200 активистов, девять из них получили премию Президента Российской Федерации В.Путина в номинации «Ученическое и студенческое самоуправление». Это Виктория Прокопюк (г. Сургут, школа №5); Надежда Белянина (г. Кикерино Ленинградской области, Кикеринская средняя школа); Павел Болоненков (г. Стерлитамак, лицей-интернат №3); Ольга Тышецкая (г. Железнодорожный Московской области, гимназия №2); Наталья Кузнецова (г. Челябинск, школа №153); Ратмир Суфиев (г. Тольятти, школа №93); Дарья Сальникова (г. Краснодар, школа «Новатор»); Наталья Бирюкова (п. Косьяново Воронежской области, Косьяновская школа); Кирилл Биляк (г. Кемерово, гимназия №1).

В ноябре Федеральное агентство по образованию совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования объявило о Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления.

С проблемным докладом «Парадоксы гражданского образования и развития самоуправления в системе образования» выступил Александр Прутченков.

Затем участники работали по секциям. Обсуждали свой опыт, а также проблемы и перспективы развития ученического самоуправления.

Во второй день конференция работала во Дворце творчества детей и молодежи «Восточный», где с установочным докладом «Опыт взаимодействия органов ученического самоуправления и детских и молодежных общественных организаций на окружном уровне» выступила Н.Белоусова, руководитель филиала Дома детских общественных организаций Восточного административного округа г. Москвы.

Там же состоялось ток-шоу «Что дает ученическое самоуправление современной школе?» с участием педагогов и старшеклассников, активистов ученического самоуправления, представителей детских и молодежных общественных организаций. В нем приняли участие более 40 активистов ученического самоуправления г. Москвы.

В последний день на пленарном заседании обсуждался вопрос «Перспективы реализации президентского проекта «Поддержка талантливой молодежи», включая: Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления в рамках реализации президентского проекта «Поддержка талантливой молодежи» (доклад А.Прутченкова, директора Федерального центра гражданского образования); Всероссийскую акцию «Я - гражданин России» в рамках реализации президентского проекта «Поддержка талантливой молодежи» (доклад Е.Белякова, президента фонда «Сивитас России»); Всероссийский конкурс лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века» (доклад П.Микова, преподавателя кафедры истории, социально-политического образования и права, аспиранта АПК И ППРО);

В завершение конференции выступила Татьяна Болотина.

Резолюция

2-й Всероссийской научно-практической конференции

Всероссийская научно-практическая конференция «Ученическое самоуправление: проблемы функционирования и перспективы развития» проводилась Управлением по делам молодежи Федерального агентства по образованию, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Федеральным центром гражданского образования с 4 по 6 декабря 2006 г. Участвовали 134 человека из 39 субъектов РФ. Было представлено более 40 докладов и сообщений, проведен «круглый стол».

Обсуждались вопросы практического использования различных моделей ученического самоуправления в деятельности своих общеобразовательных учреждений.

Конференция отмечает: накопленный опыт свидетельствует о том, что самоуправление является необходимым инструментом воспитания активных граждан, имеющих навыки непосредственного участия в решении местных социальных проблем, а также путем активного участия в органах местного самоуправления; в настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года; серьезным стимулом становится выполнение положений Указа Президента Российской Федерации В.Путина «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», подписанного 6 апреля 2006 г., в соответствии с которым на 2006-2008 годы учреждены премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, в том числе по номинации «Социально значимая и общественная деятельность - активисты ученического и студенческого самоуправления».

К числу приоритетных направлений, имеющих принципиальное значение, относятся: дальнейшее научно-методическое изучение теоретических основ ученического и студенческого самоуправления с учетом специфики образовательных учреждений; разработка и внедрение эффективных технологий, методик, форм деятельности органов ученического самоуправления, а также вопросов, касающихся обучения актива самоуправления; международное сотрудничество в рамках регулярных контактов, обмен информацией, целевыми программами для изучения педагогических традиций и современного состояния ученического самоуправления в разных странах.

Конференция: выражает одобрение инициативы Федерального агентства по образованию и Федерального центра гражданского образования по проведению 2-го Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России; рекомендует участникам использовать материалы конференции в своей практической деятельности на местах.

Конференция поддерживает предложение Федерального центра гражданского образования о создании Всероссийской ассоциации организаторов (координаторов) ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и учреждениях профессионального образования.

Конференция обращается с предложениями:

1. В Федеральное агентство по образованию:

внести в Правительство Российской Федерации проект дополнения к Закону Российской Федерации «Об образовании» о включении в перечень органов самоуправления, которые могут создаваться в образовательном учреждении, в соответствии со статьей 35 п.2 конкретное название «ученическое самоуправление»;

рассмотреть вопрос о возможности проведения ежегодного Всероссийского конкурса по отдельным вопросам развития ученического самоуправления;

рассмотреть вопрос о возможности проведения ежегодной Всероссийской конференции по вопросам развития ученического самоуправления;

изыскать возможность ежегодного проведения тематических смен для активистов школьного ученического самоуправления на базе ВДЦ «Орленок», «Океан» и ДОЛ «Зеркальный»;

издать специальный сборник лучших моделей, ставших лауреатами и дипломантами 2-го Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления;

разместить данную резолюцию конференции на официальном сайте Федерального агентства по образованию;

рассмотреть вопрос о целесообразности и возможности создания Всероссийской детской газеты «Лидер самоуправления»;

включить раздел «Методика ученического самоуправления» в программы педагогических вузов и ссузов.

2. В Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: при планировании курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки всех категорий педагогических работников предусматривать в программах обучения тематику, связанную с организацией ученического самоуправления. На основе имеющихся учебных программ по изучению основ организации ученического самоуправления разработать примерное содержание курсов-модулей для разных категорий педагогических работников. Рекомендовать региональным ИПК и ИУУ учебные программы по теме «Ученическое самоуправление» и организовать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава данных учебных заведений; рассмотреть вопрос о возможности организации и проведения заочных курсов повышения квалификации по теме «Организация ученического самоуправления в образовательных учреждениях» с использованием интернет-технологий и приложения к «Учительской газете» - «Граждановедение» в качестве организующего центра курсов.

3. В Федеральный центр гражданского образования:

систематизировать федеральную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы создания и функционирования ученического самоуправления, и разместить ее на сайте центра;

информировать региональные и муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения с помощью сайта и целевой рассылки по электронной почте о мероприятиях, проводимых центром, Советом Европы и другими организациями в области гражданского образования и ученического самоуправления;

начать работу по созданию федерального банка данных активистов и лидеров ученического самоуправления и интересных дел и идей по развитию ученического самоуправления;

разработать специальный курс по основам и технологиям социального партнерства, ориентированный на специфику ученического самоуправления, для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации.

4. В региональные органы управления образованием:

обратить внимание на необходимость выполнения ст. 35 п.2 Закона РФ «Об образовании» в части реализации принципа самоуправления в образовательных учреждениях региона;

потребовать от образовательных учреждений выполнения положения ст. 50 п.4 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой говорится о праве обучающихся, воспитанников «на участие в управлении образовательным учреждением»;

рассмотреть вопрос о возможности материального стимулирования педагогов, выполняющих функции организатора ученического самоуправления в образовательных учреждениях;

рассмотреть вопрос о целесообразности создания регионального координационного совета по развитию самоуправления в образовательных учреждениях региона;

активнее поддерживать участие образовательных учреждений в конкурсах по ученическому и студенческому самоуправлению, а также проявлять инициативу проведения аналогичных конкурсов на региональном уровне;

рассмотреть вопрос о возможности практического участия активистов ученического самоуправления в работе органов местного самоуправления (в комитетах и отделах местной администрации и комиссиях городского законодательного собрания) с целью знакомства с содержанием проводимой работы и установлением деловых отношений;

рассмотреть вопрос о создании специального фонда по поддержке развития ученического и студенческого самоуправления в образовательных учреждениях региона;

стимулировать деятельность образовательных учреждений по созданию условий для предпринимательской деятельности обучающихся для укрепления экономической самостоятельности учреждения и органов ученического самоуправления.

5. В муниципальные органы управления образованием:

уточнить правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и ученического самоуправления в целях развития реального социального партнерства на местном уровне;

создать при муниципальном законодательном собрании комиссию по содействию развитию ученического самоуправления в образовательных учреждениях;

оказывать практическое содействие образовательным учреждениям в организации и проведении школ обучения актива ученического самоуправления;

рассмотреть вопрос о введении в образовательных учреждениях должностных обязанностей (функционала) организатора ученического самоуправления.

6. В образовательные учреждения Российской Федерации:

создавать благоприятные условия для развития и функционирования ученического самоуправления, рассматривая его в качестве делового партнера и составной части органа государственно-общественного управления (Управляющего совета) образовательного учреждения);

использовать различные технологии, стимулирующие социальное партнерство органов ученического самоуправления с общественными организациями, местным сообществом, бизнесом и т.д.;

создать печатный (электронный) орган ученического самоуправления, в котором отражаются планы и работы ученического самоуправления;

принимать активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и других мероприятиях, проводимых в целях развития ученического самоуправления.

7. В редакционные коллегии педагогических изданий:

информировать педагогическую общественность о результатах 2-го Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления и данной конференции и принятых ею решениях с целью объединения усилий всех заинтересованных лиц и учреждений;

открыть постоянную рубрику под общим названием «Актуальные вопросы развития ученического самоуправления» с публикацией материалов из регионов с описанием разнообразного опыта;

рассмотреть вопрос о формировании и издании специальной библиотечки: а) «В помощь организатору ученического самоуправления» (для педагогов) и б) «В помощь активисту ученического самоуправления» (для учащихся).

Конференция выражает благодарность Управлению по делам молодежи Федерального агентства по образованию (Мельниченко И.И., Калиш И.В.), АПК и ППРО МО РФ (Никитин Э.М., Новикова Т.Г., Высоцкий В.Б.), Федеральному центру гражданского образования (Болотина Т.В., Прутченков А.С.) и ДТДиМ «Восточный» (Соболева С.А., Белоусова Н.В., Петрова Л.А., Чернобровская О.В.) за большую организационную работу и содействие в проведении данной конференции.

Федеральный центр гражданского образования приглашает всех активнее участвовать в развитии ученического самоуправления, прежде всего через участие во Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления, Положение о котором опубликовано в одном из номеров «Граждановедения».

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, заместитель директора Федерального центра гражданского образования