В один из четырех конкурсных дней, когда надо было представлять опыт работы, Ирина начала свою презентацию с цитаты из песни Высоцкого «Темнота»:

Там и звуки и краски - не те,

Только мне выбирать не приходится -

Очень нужен я там, в темноте, -

Ничего - распогодится!

Неужели Ирина пошла работать учителем из таких возвышенных соображений: «очень нужен я там, в темноте»? Хотела поддержать наше образование, влить в него свою молодую кровь? Зачем ей это? В институте она профессионально изучала английский язык - ей была открыта дорога в любую московскую фирму! Заработать там можно, прямо скажем, побольше, чем в школе...

Уварихина работает на полную ставку - по пять уроков пять дней в неделю. Ирина окончила Московский городской педагогический университет, а это один из немногих столичных вузов, которые могут рекомендовать своих выпускников сразу на одиннадцатый или двенадцатый разряд (из других педвузов обычно выходят в жизнь с восьмым). Кроме того, первые три года работы ей, как молодому специалисту сферы образования, полагается надбавка - сорок процентов от ставки. Плюс еще пятнадцатипроцентный «бонус» - за то, что она работает в прогимназии. Зарплата получается, по средним московским меркам, не очень большая, но двадцатитрехлетняя учительница не считает, что она многим жертвует.

- Да я всегда знала, что буду работать в школе, - улыбается и пожимает плечами Ирина. - Даже не потому, что у меня и мама тоже педагог. Просто мне это доставляет такое большое человеческое удовольствие! От детей такая энергетика исходит! Потому что, когда они маленькие, они хотят учиться...

Уварихина ведет занятия у ребят со второго по пятый класс. Под ее руководством детишки впервые учатся выговаривать английские слова. Это так трогательно, когда они приходят на урок с маленькими зеркальцами и следят, правильно ли двигаются губы... Девочки стремятся во всем подражать «Ирине Алексанне». Еще бы, часто ли встретишь такую молодую, красивую и стильную учительницу даже в московской гимназии? Если она появляется с какой-нибудь новой прической, то вся прекрасная половина класса начинает так же закалывать волосы.

У пятиклашек Ирина ведет элективный курс о столице «Moscow from M to W» (мы бы сказали «Москва от М до А»). И собирает с ними виртуальные - нет, уже не букеты, а целые презентации о Москве на английском языке. В гимназии №1518, одной из лучших школ России, ребят активно приобщают к научно-исследовательской работе и новым информационным технологиям.

- А как же? - говорит Ирина. - Это современный мир. Дети должны все осваивать. Разве сегодняшнего ребенка «замотивируешь» классной доской? Вот интерактивная доска - «smart board» - другое дело. У нас все классы оборудованы и аудио-, и видеотехникой, и проекторами.

На конкурсе Ирина пообещала, что со временем ее «виртуальный букет» будет пополняться новыми символичными цветами. В этой композиции никогда не будет места только для одного цветка - самовлюбленного нарцисса. Зато когда-нибудь Ирина надеется прибавить к «букету» яркие, красочные герберы - знак профессионального мастерства.

Ей как учителю уже есть чем гордиться: она работает в школе всего второй год, а ее младшеклассники уже второй раз завоевывают призовые места на московских городских олимпиадах по английскому языку. И все равно она пока не торопится высоко оценивать свои педагогические достижения. Хотя не скрывает, что с каждым месяцем работы чувствует себя все увереннее, все лучше понимает психологию маленьких учеников. Уже миновала самая сложная полоса. Собственно, ее Ирина и хотела на конкурсе сравнить с «темнотой» из песни Высоцкого:

- В теории я, конечно, представляла себе, что для каждого урока материал надо выстраивать в цепочки, «chain game». Чтобы дети думали: ой, как все на самом деле просто! Но не сразу удалось воплотить это на практике. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Теперь, когда мы английскую песенку разучиваем, урок начинаем с фонетической разминки. Тогда ребята настолько легко подхватывают песенку, даже когда уходят на перемену, продолжают ее мурлыкать. Я вообще много внимания уделяю игровым моментам: на уроках мы часто поем, ставим разные сценки. Ставим их и на общешкольных мероприятиях, участвуем в ежегодной Неделе английского языка, которая традиционно проводится в нашей гимназии.

Ирина учится не только на собственной практике. Уварихина не ленится наблюдать работу своих старших коллег, заглянуть на уроки к Татьяне Алексеевне Потаповой, Наталье Владимировне Куликовой, Ларисе Федоровне Кургановой.

- У нас замечательная команда, все всегда готовы друг другу помочь, - гордо говорит молодая учительница. - Это все заслуга директоров нашей гимназии и прогимназии: Марины Михайловны Фирсовой и Татьяны Леонидовны Чекалиной. Я постоянно ощущаю их поддержку и внимание.

А еще Ирина работает на четверть ставки в своей альма-матер, преподает старшекурсникам деловой английский. Впрочем, это скорее «для души»:

- Сама-то я не должна стоять на месте. Если общаться только с детьми, то язык «утечет» очень быстро. А тут - полтора часа свободного, грамотного общения на английском языке со взрослыми людьми. Мне это как воздух необходимо. Я очень рада, что учусь именно в педагогическом вузе...

- Вы не оговорились? - переспрашиваю я. - Сейчас вы там уже не учитесь, а работаете...

- Какая разница? Все равно я всю жизнь учусь.

...Недаром свою презентацию на конкурсе в Анапе Ирина закончила такими стихами:

Учить сегодня - сложная

задача.

Ученье, как вершина,

нас зовет

Быть современным,

грамотным, а значит -

Учить себя, чтоб

двигаться вперед.