- «Все видеть, все понять, все узнать, все пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей земле горящими глазами ступнями, все воспринять и снова воплотить...» Эти слова Максимилиана Волошина - поэтическое воплощение профессиональной философии управленца и, на мой взгляд, отражают диалектику его мысли и действий. Когда в 2003 году мне предложили создать и возглавить уникальное в своем роде, единственное в Москве и в России образовательное учреждение «Московский музыкальный кадетский корпус», я оставил пост директора средней общеобразовательной школы и взялся за эту сложную и трудоемкую задачу.

Не идти вперед - значит идти назад, за полгода была проведена полная реконструкция и преобразование типового школьного здания с учетом образовательного учреждения, включающего в себя общее, музыкальное и дополнительное образование.

Изучив историю кадетского движения, его современное состояние, особенности организации музыкального образования, принцип интеграции в обучении, специфику школы полного дня, я определил цель своей управленческой деятельности, задачи и принципы управления образовательным учреждением нового типа.

Сегодня «Московский музыкальный кадетский корпус» - это образовательное учреждение для мальчиков с десяти до семнадцати лет, в котором материально-техническая база соответствует современным требованиям и задачам образования, весь интерьер кадетского корпуса способствует развитию эстетической культуры детей, умению понимать и ценить красоту вокруг себя. Обучением и воспитанием кадетов занимаются высококвалифицированные специалисты. Среди них заслуженные учителя России, заслуженные артисты и деятели искусств РФ. Для нас было важно собрать команду единомышленников, создать партнерские отношения, организовать деятельность коллектива для достижения общей цели - воспитания достойных граждан России. Образовательная программа кадетского корпуса составлена в соответствии с индивидуальным учебным планом для каждого ребенка, который построен по образцу классического светского образования мальчиков, с учетом их индивидуальных возможностей. Все это помогает добиться стопроцентной успеваемости при 80-процентном качестве обучения. По нашему глубокому убеждению, все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

Очень важно создать в коллективе атмосферу психологического комфорта, доброжелательности, взаимоподдержки для сотрудников, родителей и воспитанников. Этому способствует участие кадетского корпуса в работе городской экспериментальной программы «Школа без стресса».

Главное - признание каждого ребенка наивысшей ценностью, признание его прав, уважение к нему как к личности, умение увидеть в ребенке то положительное, с помощью которого можно стереть имеющиеся недостатки. Важно понимать, что ребенок, находясь в школе полного дня с утра до вечера, не готовится к будущей жизни, а живет реальной сегодняшней жизнью, ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность - учебная, игровая, трудовая, досуговая, творческая.

Сегодня все говорят о развитии гражданского общества. Осознанное понимание гражданином государственного устройства, роли и места органов управления государством способствует активной позиции будущих членов общества. Учитывая это, мы стараемся развивать в корпусе систему ученического самоуправления - совет командиров, который позволяет вырабатывать необходимые поведенческие навыки, умение подчиняться и руководить, сознательно выполнять распоряжения и приказы, знать свои должностные обязанности, следовать нормам поведения и правилам общения друг с другом. В корпусе разработаны правила школьной жизни и кодекс кадетской чести, которые обсуждаются в каждом классе и обязательны для выполнения каждым воспитанником.

Наряду с обязанностями кадетов мы большое внимание уделяем изучению прав и созданию правового пространства. Каждый наш воспитанник должен быть знаком с азами права не хуже, чем с азами русского языка и математики. Правосознание не дается человеку с рождения, в корпусе действует институт уполномоченного по правам образовательного процесса, проводятся «Неделя права», акция «Открытый микрофон», в ходе которых кадеты публично рассказывают о своих проблемах, пожеланиях. Особые возможности для реализации прав воспитанников представляет «Сейф откровения», в который ребята помещают свои записки с пожеланиями, вопросами и просьбами. В гости к кадетам приходят юристы, адвокаты, нотариусы.

Свои способности человек может узнать, только попытавшись их приложить. Одним из основных видов деятельности наших воспитанников мы считаем концертную деятельность, она и трудовая деятельность. Так как это первый вклад в дело служения Отечеству. Сегодня наши творческие коллективы востребованы, их приглашают на главные площадки Москвы, они участвуют в зарубежных гастрольных поездках по Японии, Италии, Болгарии, Чехии.

Разностороннее эстетическое образование, умение создавать, беречь и ценить прекрасное - это конкретный способ формирования нравственных основ достойного человека. Нашу миссию в этом мы понимаем так: сегодня - знания, умения, навыки, завтра - самоопределение, самореализация, успех.