Сегодня центр образования №548 реализует 9 приоритетных проектов: «Программа развития функционального чтения», «Начальная школа - ключевая ступень», «Система независимого мониторинга», «Программа «Золотая птица», «Общественное управление», «Языки мира», «Культура здоровья», «Управление качеством», «Программа информационной доступности».

Проект «Имею право!», предложенный на Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России-2006», станет десятым проектом, над которым будет работать коллектив школы.

Это необычный «воспитательный» проект, поскольку ему присуща непривычная прагматичность, которая, как выяснилось, весьма оправданна и объяснима. Ведь он предполагает передачу школьникам (и педагогам!) самых разнообразных знаний в области права.

Рассказывая на конкурсе о проекте «Имею право!», директор центра образования №548 Ефим Рачевский особо подчеркивал, что при его создании были использованы положения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года, Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Декларации принципов толерантности 1995 года, а кроме того, учтен контекст правовых ориентиров, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года, ФЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» 1997 года, в статьях Гражданского кодекса РФ о гражданстве.

Почему важен такой проект в школе? Прежде всего потому, что создание правового государства нужно начинать с воспитания грамотного, разбирающегося в своих правах и в законах, гражданина. Законов у нас, как известно, много, но вот знаем ли мы их в такой степени, чтобы пользоваться теми правами, которые нам эти законы предоставляют? Увы!

Актуальность проекта «Имею право!» его авторы обосновывают так:

«Главная идея проекта «Имею право» заключается в том, что он не имеет узкой направленности на повышение правового образования, правовой осведомленности или правовой компетентности. Основная проблема, на решение которой направлен проект, - дефицит форм деятельности, формирующих правовые модели поведения в образовательной среде. Поэтому проект ориентирован на формирование правовых моделей поведения и правовой культуры как ценности правового самосознания. Воспитание гражданственности как универсального направления в формировании успешных поведенческих моделей молодежи может быть реализовано через разнообразные, деятельностные и эффективные формы, содержание и технологии воспитательной системы «Имею право!».

Хорошие законы были и в советское время, и права граждан там были провозглашены, закреплены и гарантированы. Но можно ли сказать, что эти права были реализованы на практике? Нет, потому что чиновники всегда не заинтересованы в том, чтобы информация была известна широкому кругу граждан, кроме того, они всегда и во все времена трактовали эту правовую информацию так, как им было удобно и выгодно, а документы международного уровня, подписанные нашим государством вместе с другими государствами, частенько вообще держали в тайне. Сегодня Россия - другое государство, но картина мало меняется (разве что документы о зарубежной правовой и правоприменительной практике получить стало проще). Все так же граждане не знают своих прав, не умеют их отстаивать. Особенно остра проблема тогда, когда речь идет о правах ребенка и правах педагога.

Хорошо известно, что не каждый ребенок и не каждый педагог могут получить бесплатно грамотную юридическую или правовую консультацию. Более того, во многих случаях они даже не думают о том, что ее нужно получать, чаще всего люди уже смиряются с несправедливостью и никуда не обращаются.

В центре образования «Царицыно» многие годы упорно и тщательно выстраивалась система самоуправления, и дети в конце концов почувствовали себя людьми, которые могут высказать свое мнение, принять участие в управлении школой, которые могут рассчитывать на поддержку школы в любых жизненных ситуациях. В 1996 году к администрации обратился ученик пятого класса Ваня Костров и попросил помочь в трудной ситуации. Родители разводились, не думая о сыне, а он лишался права на жилье, кроме того, нарушались его права при оформлении опекунства. К тому времени Ваня уже знал, что он имеет право выразить свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода, быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, но, естественно, не мог реализовать эти права в полной мере. Школа ему в этом помогла, защищала в суде интересы своего ученика и защитила их. Следующим крупным делом стала защита интересов педагога школы, которая никак не могла реализовать свое право на опеку внука. И тут школа сказала свое веское слово, хотя потребовались значительные усилия, много времени на то, чтобы помочь учительнице.

В результате был создан консультационный центр, основной задачей которого стала правозащитная деятельность, затем начал работу «Школьный парламент», который занялся формированием правового самосознания. Каждый парламент принимает свои законы, какие законы мог принимать школьный? Прежде всего он занялся разработкой основного закона «Правила школьной жизни». Это был очень важный закон, потому что никто правил не навязывал, они разрабатывались совместно детьми и взрослыми, потому после принятия его в 2003 году на всенародном общешкольном референдуме главный школьный закон стали исполнять все. Это происходило так отчасти еще и потому, что в этом законе были учтены интересы всех участников образовательной деятельности. Можно сказать, что закон был строгим и справедливым. А в школьной библиотеке с тех пор открыт отдел с нормативно-правовыми документами для участников образовательного процесса, они могут познакомиться с опытом разных стран, регионов, городов России и Ближнего зарубежья. Никто никому не навязывает этой правовой работы, но ребята сами берутся за нее, поскольку им нужны знания в их повседневной жизни. Все идет от жизни и важно для жизни, недаром министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на форуме «Все различны - все равны», который проходил в Санкт-Петербурге, предложил ввести в школах новый предмет «Права человека». Это, как говорится, уже назрело.

Вторым очень важным шагом в 548-й было создание странички «Диалог с директором» на сайте школы. Многие беды в нашем государстве возникают из-за глухоты исполнительной власти. Она не слышит и, вероятно, не хочет слышать глас народа. Но если власть далеко и высоко, то директор рядом, совсем близко, и сам Бог велел с ним говорить о насущных проблемах школьной жизни. Не все ученики могут на равных общаться с руководителем школы, но когда общение происходит в виртуальном пространстве, смущение уходит. Конечно, Ефиму Рачевскому приходится нелегко, ведь ему задают не десятки, а сотни и даже тысячи самых разных вопросов, причем не только ученики, но и родители, причем не только его школы, но и других школ, да и вообще Южного округа столицы. Сегодня Ефим Лазаревич частый гость на кабельном окружном телевидении, где ему задают вопросы, а он дает ответы. На конкурсе его спросили: «Разве вы можете дать ответ на любой вопрос?» и Рачевский честно сказал: «На те, что касаются образовательного права, хорошо мне известного, ответы даю сразу. Если вопрос трудный, прошу времени и отвечаю позже, в другой телепередаче. На вопросы, которые выходят за рамки образовательного права, или даю ответ исходя из практики и здравого смысла, или отсылаю к специалистам, юристам, адвокату. Для людей это тоже очень важно, потому что чаще всего они даже не знают, к кому обратиться, чтобы получить помощь, совет, поддержку». Кстати, сегодня родители-юристы и родители-адвокаты регулярно ведут в центре «Царицыно» бесплатный прием родителей по совершенно разным вопросам. Одновременно с открытием странички директора в школе была создана первая правозащитная газета «Квадрат», где дети могли высказать свое мнение по любому поводу, и это был тоже очень важный шаг, позже появились боевой листок «Гвоздь» и газета «Имею право!», нынче уже готовятся путеводитель по законодательству для участников образовательного процесса и пособие юридических и правовых практик, основанных на решении тех проблем, с которыми они обращались к администрации школы. Педагоги центра считают, что правовое образование и воспитание позволяет им обеспечить успешность будущей жизни учеников. В проекте, представленном «Царицыно» на конкурсе «Лучшие школы России-2006», об этом говорится так: «Использование жизненных возможностей и шансов неотделимо от знаний и возможностей использования своих прав. Жизненные достижения становятся возможными именно благодаря тому, что гражданин способен использовать свои права. Быть «современным человеком» означает прежде всего способность использовать свои права и грамотно отстаивать их в различных конфликтных ситуациях.

Правовая культура выступает своеобразным стратификационным «ситом», фундаментальной предпосылкой социальной успешности, необходимо учитывать и тот факт, что так называемый средний класс, который составляет основу всего современного общества, существует именно благодаря распространению права, начатому еще в период европейских буржуазных революций. Многочисленные социологические исследования в индустриальных странах еще полвека назад показали (и подтверждают это сейчас), что основой статусной идентификации в современном обществе стала профессия. Профессия рассматривается обычно как воплощение правовых возможностей открытого общества. Требуемая для профессиональной деятельности правовая компетентность рассматривается как совокупность знаний, навыков, умений и технологий, способных решать специальные правовые проблемы.

Мировой опыт ясно показывает, что эффективность ресурсов, вложенных в правовое образование и воспитание правовой культуры граждан, на 2-3 порядка выше, чем эффективность средств, вложенных в систему их наказания и силового ограничения их деятельности».

Но понятно, что мало только обучать детей и давать им трибуну для высказывания своей позиции, нужно выстраивать правозащитную работу, и центр активно занимается этим. С 2000 года «Царицыно» заключает договор с родителями, причем каждый участник образовательного процесса имеет доступ к уставу центра, к тем локальным актам, которые приняты: Положению о совете старейшин, Положению о попечительском совете, Положению об управляющем совете, Положению об уполномоченном по правам участников образовательного процесса.

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса - омбудсмен, который работает в школе с 2003 года, когда 548-я вступила в проект «Школа - правовое пространство». Это учитель, который прошел обучение на окружном уровне - в Южном округе омбудсменство вошло в практику работы учебных заведений. Задача омбудсмена - наладить систему правовых отношений с представителями муниципальных, городских, региональных властей, что, конечно, непросто, но работает школьный омбудсмен во взаимодействии с юристами аппарата московских уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Это позволило добиться того, что омбудсмен стал законным представителем прав участников образовательного процесса. Как считают учащиеся, родители и учителя центра образования, десятилетний опыт работы позволил им накопить разнообразные формы работы, способствующие или напрямую формирующие правосознание и гражданскую позицию учащихся, помогают установить взаимодействие с большим количеством партнеров в разных регионах России и за рубежом. Логика развития, говорят они, предполагает систематизацию всех проектов и многообразия форм взаимодействия в единую сеть. Средством такой систематизации и основой новой архитектуры отношений станут современные цифровые технологии.

Авторы проекта «Имею право!» исходят из того, что не может быть стандартов воспитания, но могут быть стандарты процедур и технологий, обеспечивающих показатели воспитательного процесса. Авторы предлагают для правовой защиты участников образовательного процесса соединять с помощью сетевых ресурсов незначительные ресурсы отдельных школ, создав в конце концов мощный дееспособный комплекс, который сможет решать задачи и проблемы отдельных участников сети. Сетевая структура поможет формировать то общественное мнение, которое способно реально оказывать воздействие на различные ветви власти для обеспечения прав участников образовательного процесса. Фактически авторы проекта предлагают создать портал «Имею право!», а затем тиражировать модели и стандарты деятельности института омбудсменов, а также программы, проекты, сценарии, методики и технологии, ориентированные на различные аспекты правовой практики.

На первом этапе (2006-2007 годы) реализации проекта предусмотрено проведение 5 семинаров, организация 12 партнерских проектов, на втором (2007-2008 годы) - организация 10 семинаров, создание банка данных, содержащего тексты программ, проектов, сценариев, смен, методик, игр, технологий и так далее, в системе открытого доступа с сохранением авторства, ориентированных на различные аспекты правой практики, а также системы электронного анкетирования по правовым вопросам.