Красноярский край

Елена ДУБРОВСКАЯ, директор лицея №103 раздельного обучения «Гармония», Железногорск: Надо учиться!

Наверное, это не совсем вписывается в рамки стандартного ответа, но мне в этом году запомнилась встреча с... компьютером.

Казалось, что это дань моде, времени. Уж я-то точно обойдусь, машина будет отвлекать от детей, учителей. Все систематизировано, наработано, издано. Написать, составить проект, отчет - нет проблем.

Информация есть, опыта предостаточно. Но...

Поздний вечер. Тишина. Мирно тикают часы. Все спят. Я тихонько встаю, включаю компьютер. Он недовольно скрипит, бурчит... Дочь сквозь сон ворчит: «Не мучай машину». Но мне уже давно хочется понять эту машину. Освоила же мобильник. Сначала я робко давлю на разные клавиши, компьютер реагирует мгновенно. В меню чего только нет. Как же на нем печатают? Как войти в интернет? На все просьбы к дочери научить, слышу в ответ: «Зачем тебе это нужно? Тебе и так все сделают, ты же директор».

Но мне хочется самой. Учителя все больше проявляют интерес к компьютерным технологиям. Уже более половины педагогов школы проучились на курсах, почти в каждом кабинете компьютер. Лицей участвует в дистанционных проектах, уже выиграли несколько грантов. Какой же я современный управленец, если не очень понимаю просьбу информатиков об апгрейде, о трафике и прочих умных штучках. Все, надо учиться! Дела в сторону. Иду на серьезные курсы при ресурсном центре.

И вот месяц я с компьютером ежедневно, ежевечерне и даже ночью.

Встреча с компьютером была совсем нелегкой. Наблюдаю за маленькой внучкой. У нее любознательность подавляет страх испортить. У меня наоборот. Когда я заглядывала в конспект, чтобы понять свой следующий шаг, выполняя задание, она методом проб всех кнопок подряд находит решение быстрее.

Но ежедневно, сначала не совсем понимая, зачем мне учиться создавать файлы и папки (а секретарь на что?), приходишь к мысли, что это надо знать. Это определенная культура труда. Черчение графиков, составление всяких таблиц, рейтингов - достаточно увлекательное дело.

А когда мы поняли, что сделать презентацию, владея компьютером, совсем не трудно, пришел азарт.

Приходя вечером домой, демонстрирую, чему научилась, делаю домашнее задание уже почти с удовольствием. Информатики довольны моей любознательностью. Пришло понимание, что возможности компьютера огромны и используются они, к сожалению, примитивно, прежде всего управленцами.

Вчера сидела на уроке информатики в 9-м классе. Мальчишки легко разбирались в растровых и векторных графиках. Ничего не поняла... Но ловлю себя на мысли, что понять хочется. А учитель, какая умница! Обязательно с нового года ставлю компьютер на рабочий стол и... нет предела совершенству. Главное, чтобы желание было. А желание данные курсы поддержали и усилили.

Молодцы преподаватели, что были терпеливы и корректны, что «не били по рукам», когда мы нажимали не туда или вообще запаздывали, что неустанно хвалили за мелкие успехи и понятливость, что прощали бестолковость.

Спасибо, что заставили! Надеюсь, что не зря.

Московская область

Николай КУЧЕР, директор Лицея города Троицка: Огонь - на себя!

Необычных встреч Нового года в моей жизни было достаточно много, но больше всех запомнилась та, которая была единственной в своем роде. Новый 1985 год я практически добровольно встречал в... казарме города Североморска. Это случилось в годы моей двухгодичной службы на Северном флоте, куда я был призван как офицер запаса. Коллеги предложили бросить жребий, кто будет ответственным по подразделению в новогоднюю ночь, но я решил «добровольно принять огонь на себя», что вызвало всеобщую радость. Почему так решил? Может, потому, что на Север приехал совсем недавно и мне практически не с кем было встречать Новый год. А может, из солидарности с молодыми людьми, которые, как и я, в этот замечательный праздник оказались вдалеке от родного дома, знакомых и друзей. Это был единственный Новый год, который я встречал в исключительно мужском обществе и совсем без алкоголя.

Та встреча Нового года значительно помогла мне в последующей службе, особенно в плане взаимопонимания с солдатами, и помогает до сих пор как учителю и директору. Понял тогда и помню всегда, если хочешь успешно руководить людьми, любыми, ты должен знать об их жизни значительно больше, чем то, что можешь узнать в официальной обстановке, когда ты руководитель, а они подчиненные. Сущность личности проявляется ярче всего в экстремальной или просто необычной, нестандартной, неформальной обстановке.

Брянск

Антонина КУРАСОВА, директор лицея №1 имени А.С.Пушкина: Спасибо за встречу

В Брянске осенью этого года проходил форум «Интеллектуальная Россия».

На форум приехало много гостей, замечательных ученых, деятелей науки, людей, обеспокоенных состоянием образования, воспитания, по большому счету - судьбой России. Встреча с интересными людьми - всегда праздник: сколько мыслей, сколько волнующих проблем затрагивается в разговорах, какие предложения звучат. Такие встречи дают уверенность, появляется потребность действовать.

Особенно я радуюсь общению с Виктором Антоновичем Садовничим. Виктор Антонович и в этот раз нашел время заехать в наш лицей вместе с группой преподавателей МГУ. Их ждали. Я рада за наших ребят-лицеистов, которые имеют возможность встретиться уже второй раз с ректором самого главного вуза страны - МГУ.

Более 10 лет лицей дружит с МГУ. Выездные школы, олимпиады, практикумы, экспедиции, индивидуальные занятия - все это благодаря тому, что МГУ взял на себя огромную человеческую миссию - помогать нам.

За 16 лет работы лицея 184 наших выпускника поступили на различные факультеты МГУ, некоторые преподают, став уже кандидатами наук, на кафедрах МГУ. Поэтому я так благодарна всем, кто стоял у истоков нашей дружбы.

Ростов-на-Дону

Наталья КАЩЕНКО, директор лицея №1 «Классический при РГУ», заслуженный учитель РФ: Заморский гость

Зима выдалась снежная, морозная. В доме было по-праздничному хлопотно, моя большая семья готовилась встречать новый 1998 год. На Руси традиционно принято накрывать богатый стол, считается, что чем больше яств на праздничном столе, тем больше вероятности прожить наступающий год обеспеченно. В нашей семье за стол и в обычный день садились 10-12 человек, самому младшему из которых - три года, старшей - 90.

А в этот день, 31 декабря, приехал молодой учитель из США по линии Корпуса мира для работы в классическом лицее, худенький человек, знавший несколько слов по-русски: бабушка, салют, погулять. Поскольку в смете лицея нет статьи приема на работу учителя из дальнего зарубежья, я выделила ему комнату в своем доме, получив согласие всей семьи. Ожидая гостя, все очень волновались, особенно моя девяностолетняя свекровь, бывший математик, моя сестра 75 лет и трехлетний внук. Старшее поколение беспокоилось о праздничном меню, а внук боялся, не поссорятся ли Дед Мороз и Санта-Клаус при раздаче подарков, так как в нашей семье сюрпризы, подарки и таинственное появление Деда Мороза было традицией.

После встречи Эрика, так звали американского гостя, я представила его коллегам лицея и отвела к себе домой, благо это не очень далеко.

Разместившись, Эрик объяснил мне, что хочет немного погулять. Я хотела дать ему в сопровождающие своего сына, но Эрик отказался, сказал, что любит бродить по незнакомым местам. Он ушел, а мы все принялись готовиться к такому замечательному событию. Не заметили, как стемнело, а Эрика нет, заволновались, ведь прошло уже 3 часа. Он одет был достаточно легко, приехал из штата Вирджиния, где умеренный климат, в Ростове-на-Дону - минус 15 градусов по Цельсию. Задул ветер. Мой муж, зять, сын отправились его искать, а это было непросто. Зима вошла во вкус, бушевала пурга. Я и две мои дочери оделись потеплее и тоже вышли из дома. Нужно сказать, что живем мы в частном секторе, на улице было темно.

Мы ходили по улочкам, пытались звать: «Эрик», но ветер уносил звук, а снег летел в лицо. Растерянные, замерзшие вернулись домой, а через некоторое время пришли мужчины без Эрика. В доме поселилась тревога, особенно эмоционально вели себя бабушки, упрекая меня в том, что я отпустила мальчика в чужой стране, почти раздетого, одного.

Несмотря на великолепную новогоднюю елку, изумительно накрытый стол, стало грустно, безрадостно. До встречи Нового года оставалось 2 часа, и сын с зятем вновь отправились на поиски, а муж успокаивал меня, постоянно звонил в милицию. К этому часу еще с десяток работников лицея в поисках заморского гостя бороздили темные улицы Красного города-сада. Так некогда назывался наш район.

И вдруг звонок! Сторож лицея возмущенно сообщает, что в дверь ломится какой-то хулиган (причем еще и нерусский!) и требует директора лицея. Стоит ли описывать мой восторг? «Впустите его немедленно в здание», - закричала я. Муж завел машину, подъехали к лицею, ко мне бросился весь дрожащий от холода Эрик, приговаривая: «Наталья! Ты меня нашел!»

Дома все окружили Эрика, обнимали, провожали до двери ванной, где горячая ароматная вода должна была его спасти от простуды и заболевания.

Веселье, искреннее счастье всех нас и гордость Эрика, что он через 5 часов нашел-таки здание лицея («Я не потерялся, я гулял»), сопровождали наше новогоднее застолье. Гость добросовестно, с аппетитом ел, хваля бабушек. А утром мы вспомнили и о подарках и исправили свою ошибку.

Р.S. Эрик не заболел, успешно работал 2 года в лицее, осваивал методику российского преподавания американской литературы.

Пермский край

Дмитрий ДЯДЮКОВ, директор средней школы №2, Чайковский: Путешествие единомышленников

Самые яркие впечатления, такие же, как у любого педагога в любом регионе России: городской и областной конкурсы «Учитель года», участие в акции общественного движения «Солнечный круг» в Пермском регионе, итоговая аттестация, последний звонок и выпускной, 1 сентября, День учителя, олимпиады, конференции и конкурсы детей... И если посмотреть на этот далеко не полный список, то человеку со стороны можно подумать, что жизнь учителей - сплошной фейерверк ярких и праздничных событий. Но за этими событиями - кропотливый труд, не измеряемый количеством учебных часов и рабочих дней или количеством проверенных тетрадей.

В этом году учительское сообщество как никогда ощутило на себе изменение условий деятельности. Возросла роль внеурочной деятельности учителя-предметника. Процесс объективный: меняется общество - меняется школа. И на первый план выходит практика «малых дел», ключевой целью становится развитие способностей и навыков детей. В нашей школе основой для развития этих навыков стала учебно-исследовательская деятельность. Массовые конкурсы учебных и учебно-исследовательских работ дали серьезный резонанс. Все это превращает процесс обучения в увлекательное путешествие единомышленников.

Республика Коми

Надежда ГУТАВИНА, директор средней школы №39, Воркута: Настоящий мастер-класс

Пыталась писать о встрече Нового года, а перед глазами конкурс «Лучшие школы России - 2006». Это был настоящий праздник, яркий, светлый, эмоционально открытый... Напряжение чувствовалось везде, но оно не подавляло, а давало силы: других увидеть и себя показать. А какие лица кругом!

Еще никого толком не знаешь, но уже так радуешься этой встрече. Удивляешься: как красивы, современны учителя. А когда видишь, что они делают, когда слышишь их рассказ о том, как они живут, когда поражаешься их находкам, результатам их творческого поиска, совершенно забываешь о том, что они - соперники. Такая мысль и не появляется вовсе...

Радость общения, искреннее желание помочь, поддержать в конкурсе, узнать как можно больше о том, как они решают возникающие проблемы - таким настроением наполнен, наверное, каждый участник конкурса.

«Это какое-то чудо, что ты здесь, и ты - участник всего происходящего» - эта мысль не покидала меня.

«Настоящий мастер-класс... об этом даже мечтать не приходилось» - такой вывод пришел сам по себе.

Встречи, улыбки, добрый взгляд, лукавая искринка удивления, любопытство, знакомство, общение - все это было. И как здорово, что это было! Такие встречи хранит память сердца. Мысль о том, что эта встреча была, согревает душу...

Республика Ингушетия

Марем ГАЛАЕВА, директор гимназии №1, Назрань: Главное - народное признание

Этот год был особо удачливым для нашей гимназии. Ей всего 8 лет, но за это время гимназия сумела стать научно-культурным центром, где внедряются передовые технологии, сплавом эксперимента и творчества, инноваций, зарекомендовала себя первой во многом: по количеству призовых мест на республиканских, региональных, международных олимпиадах, форумах, конференциях, по авторским разработкам педагогов, по внедрению информационных технологий. Профильное обучение, научное общество гимназистов, научно-исследовательские клубы, своя концепция творческой одаренности школьников, публикации учащихся в научных сборниках и республиканских СМИ, многочисленные творческие клубы в рамках дополнительного образования, стопроцентное поступление выпускников в престижные вузы России позволяют многочисленным гостям и, главное, родительской общественности называть гимназию оазисом благополучия и счастливого детства.

Желание провести экспертизу сделанного, осознать его отдачу, утвердиться в правильности выбранного пути привело нас к участию в республиканском конкурсе «Лучшая школа Республики Ингушетия».

На протяжении двух последних лет гимназия была победителем этого конкурса, что дало нам возможность участвовать во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России - 2006».

Теперь уже нами руководило желание утвердиться в конкурентоспособности и прогрессивности нашего учебного заведения среди лучших школ России. Величайшее чувство удовлетворения, радости принесла нам весть о том, что мы стали лауреатами конкурса по итогам первого тура, вошли в тридцатку лучших школ России.

На втором туре конкурса команда гимназии участвовала в творческой презентации. Незабываемы встречи с другими командами лучших школ России, с близкими по духу людьми. Поддержка коллег из различных регионов, представляющих передовое образование и педагогику страны, обмен опытом и желание поддерживать контакт - все это знаменательно и незабываемо. Три диплома, врученные нам за высокие учебные достижения, создание и внедрение инновационных педагогических технологий, осуществление проектов в сфере социального партнерства, проявленные командный дух и оригинальность, за победу в номинации «Школьная этнопедагогика России», за победу в акции «Народная школа», обязывают нас ко многому.

Но ничто не может сравниться с ощущением величайшего счастья и душевного подъема, когда наша гимназия стала единственной «народной» школой среди всех лучших школ РФ.

Ощущение того, что мы добились не только профессионального, но и народного признания вдохновляет нас в ежедневной педагогической деятельности на новые идеи.

Костромская область

Олег ГОЛОВАНОВ, директор Караваевской средней школы: Стимул к работе

Мне, директору сельской средней школы Караваево и победителю конкурса «Лучшие школы России», победителю национального проекта «Образование», получившему 1 миллион рублей, посчастливилось оказаться в числе 27 представителей из 17 регионов нашей страны на встрече с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации. Это было 29 сентября 2006 года в Москве.

Задал тон разговору, сам Дмитрий Медведев, обозначив наиболее важные вопросы, реализуемые в рамках национального проекта. Я отметил, как легко и свободно Дмитрий Анатольевич ориентируется в проблемах образования, ставит конкретные цели, внимательно выслушивает все вопросы и четко дает ответы. Мне было доверено первому выступать на этой встрече и начинать диалог. Тема моего выступления: «Инновационная деятельность как фактор развития образовательного учреждения». Каждому выступающему отводилось до 5 минут. За это время я говорил о самом главном: о достижениях и победах, о перспективах и задачах, возникающих вопросах и трудностях. Разговор получился содержательным и продуктивным, я, как и мои коллеги, получил ответы на многие вопросы, связанные с будущим приоритетного национального проекта «Образование». Каждый из присутствующих директоров и учителей получил моральную поддержку, оценку своей деятельности, важный стимул для дальнейшей работы. Мы смогли обменяться мнениями с руководством страны и с коллегами из других регионов.

На память о нашей встрече Дмитрий Медведев написал пожелание «Успехов Караваевской школе», которое теперь украшает мой кабинет и служит напоминанием о том, что успех приходит лишь к тому, кто этого хочет и ежедневно, шаг за шагом работает над этим, создавая основу будущего успеха. Не случайно девизом школы стали слова «Будущее начинается сегодня».