Для них созданы лицейские биологические классы. Статус лицейских они получили десять лет назад. А в 1999-м школа №520 стала федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта «Развитие исследовательских способностей школьника в естественно-научной области как основа для проявления его творческих способностей». В этом году школа в числе шести учреждений Юго-Запада столицы названа лучшей.

- Моя главная задача как управленца - донести до учителей простую мысль, что нам всем очень повезло, - говорит директор Ольга Николаевна Сусакова. - Мы работаем с талантливыми детьми. Наша задача, чтобы каждый из них поднялся над собственной планкой.

Специальный курс, разработанный преподавателями биофака МГУ, сотрудниками институтов океанологии и молекулярной биологии РАН, учителями школы, охватывает как «полевые» направления (ботаника, зоология, экология), так и «экспериментальные» (цитология, молекулярная биология, биохимия, генетика и др.).

У школы №520 есть своя биостанция на берегу Белого моря в местечке Ковда, что в Мурманской области. Несколько недель в году юные исследователи, а проще их называют «ботаники», проводят на полевой практике. А биостанцию в Ковде можно смело назвать малой академией наук. И тут надо отдать должное ученому, на которого равняются все будущие биологические светила школы №520. Галина Анатольевна Соколова, заслуженный учитель РФ, - уникальный человек. Преподаватель МГУ. Пришла в школу, чтобы растить кадры, что называется, с нежного возраста. Кстати, на сегодняшний день в главном учебном заведении России обучаются 52 воспитанника Соколовой. Около двухсот выпускников школы имеют научные степени. Работают и в России, и за рубежом.

Поехала Галина Анатольевна как-то в Америку, рассказывала директор школы, так ее бывшие ученики буквально из рук в руки передавали друг другу. Каждому было что рассказать и показать любимому наставнику. А в школе верная помощница Соколовой - выпускница биологического класса, получившая диплом МГУ, - Евгения Георгиевна Петраш.

- Сегодня мало кто хочет заниматься чистой наукой, - сетует Ольга Николаевна Сусакова, - но тем не менее такие дети есть. Приходят в нашу школу вот такие «не от мира сего». Бывает даже с двойками по математике, русскому языку. Берем. Видим в нем то самое «зернышко ученого-исследователя». И от нас зависит, прорастет ли оно? Удивительные превращения происходят с ребятами, попавшими в свою родную среду. Биологические классы стали по сути тем локомотивом, который привел в движение весь школьный коллектив.

То, что школа - цветущий сад, думаю, объяснять не нужно. Здесь везде царствуют, буйствуют зеленые друзья. Им здесь хорошо. И даже в лаборатории по реанимации комнатных растений я не обнаружила уж очень больных и невзрачных особей.

- А это наши экологи-исследователи стараются. Они замечают первые признаки того, что растению некомфортно, и сразу начинают интенсивную терапию. У нас ведь целые научные трактаты написаны на эту тему. Какие факторы благоприятны и неблагоприятны для растений?

А что касается ботаников в очках, то это не более чем миф, убеждены педагоги 520-й. Потому что их воспитанники и с физкультурой дружат, и с другими музами на ты. Во всяком случае в волейбольную секцию, что ведет мастер спорта Ирина Витальевна Макарова, желающих хоть отбавляй. Есть младшая, средняя и старшая группы. И команда уверенно берет призы на различных соревнованиях. Обыграли всех в Юго-Западном округе. А недавно на городских соревнованиях взяли кубок «Динамо». Вот вам и «ботаники»!

Что интересно, чуть ли не каждый учитель школы имеет свою «изюминку». Это касается не только уроков, которые учитывают специфику учебного заведения. Учитель математики, к примеру, ведет у ребят настольный теннис. А литератор занимается с девочками бисероплетением.

- Да, действительно у нас раскрываются любые таланты, - подтвердила Ольга Николаевна. - Приятно, что к нам приходят молодые педагоги. Третий год подряд проходят практику студенты педвузов. Кто-то обязательно загорается нашими идеями.

В 520-й всегда рады гостям. Здесь умеют дружить, хорошей традицией стали ежегодные фестивали. К ним идет серьезная подготовка в каждом классе. Серьезная и увлекательная. Что знают нынешние дети о бывших союзных республиках? К сожалению, очень мало. А здесь каждый класс к фестивалю готовит костюмы, песни, танцы и даже блюда той или иной республики, страны. Что это дает детям, думаю, объяснять не нужно. Да что детям? Фестиваль дружбы народов - долгожданный праздник и для родителей, и для учителей, да, впрочем, и для всех жителей микрорайона «Котловка». Вот такой получился центр притяжения. И школы с этнокультурным компонентом (корейская, армянская, дагестанская, португальская) вплели свои яркие ленты в венок праздника.

Диалог культур, воспитание толерантности - эти задачи в последнее время становятся все более актуальными. Как распорядились президентским грантом в школе? Все деньги потратили на оборудование для детского «Зала ассамблей». Это настоящее представительство ООН в школе. Трибуны, кресла, флаги... Здесь будут решаться важнейшие «мировые» проблемы - как нам всем жить в согласии, без конфликтов и ссор.

В 520-й уже принимали делегации из Эстонии (здесь давно дружат со школьниками из города Тапа). Эстонцы предложили создание международного лагеря школьников. Уже налажены контакты с киевскими школьниками, были в школе посланцы из Болгарии, Таджикистана.

...Как-то школьники из 520-й поехали на экскурсию в Великий Устюг. Побывали в детском доме (они специально везли подарки). А после кто-то из ребят предложил: «А давайте напишем письма. Каждому. Ведь им так нужно наше внимание, даже больше, чем подарки».

Ныне московские школьники стали добрыми друзьями и для воспитанников Сасовского детского дома, что на Рязанщине, для Костромского приюта девочек. Как они узнают адреса? Просто умеют слушать и слышать. Так их учат в школе.

NB!

Адрес ГОУ средняя общеобразовательная школа №520: 117447, Москва, ул. Винокурова, д. 19. Телефон: 123-63-50.