Его учителями были Илья Глазунов и Александр Шилов. Их творчество Роман Борисович почитает. В настоящее время он сам преподает в Российской академии живописи по классу копии.

Роман Яшин - член Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Он провел более 20 персональных выставок. Их посещали жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Арзамаса, а за рубежом его приветствовали Париж, Лондон, Штутгарт, Кельн, Милан. На выставке в городе Старг-Загора, посвященной освобождению Болгарии от турецкого ига, художник был удостоен «Гран-при».

В последние годы персональные выставки Романа Яшина проходили в Совете Федерации России, Государственной Думе, Музее Константина Васильева, Доме кино в Санкт-Петербурге, Выставочном зале Центрального музея ВОВ, в Союзе писателей, причем, с большим успехом. Картины художника хранятся во многих частных общественных и зарубежных коллекциях. Особенно они ценятся не только на Родине, но и в Германии, где искусство классической школы имеет сильные позиции.

Дважды Роман Яшин привлекался к съемкам в художественных фильмах: «Праздник» И. Сукачева (1999) и «Хозяйка гостиницы» С. Говорухина (2002).

Роман Яшин работает в реалистическом жанре. Его творчество разнообразно по форме и сюжетам. Он пишет портреты, пейзажи, исторические и жанровые картины. Но особое место он отводит военной теме. Ей посвящены полотна «Зимняя война. Финляндия, «Сталинград», «Победитель», «Неоконченная война», «Долг», «Герой» и другие. Автор показывает не только подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, но и тех защитников России, которым пришлось пройти через «горячие точки» наших дней.

Я поинтересовалась, что вдохновило художника для отображения подвига людей ратного труда. Он рассказал, что военной темой начал увлекаться давно, еще будучи мальчишкой. Много читал книг и смотрел фильмов о Великой Отечественной войне. Поначалу его восхищали сноровка наших бойцов, умело побеждающих врага, подвиги советских разведчиков.

Становясь взрослее, Роман серьезнее задумывался о войне и пришел к осознанию глубины этой трагедии в жизни человечества. Он убежден, что тот, кто прошел через горнило боев и испытаний, достоин всяческого уважения и почитания. В подтверждение своих рассуждений Роман Борисович привел мне слова немецкого философа Шопенгауэра: «Тот, кто идет на смерть за свое Отечество, свободен от иллюзии, ограничивающей бытие собственной персоной. Он продлевает свою суть на своих соотечественников, в которых продолжает жить, и на грядущие поколения, причем смерть для него - это моргание глаза, не прерывающего зрение».

Роман Яшин считает, что люди не имеют права забывать тех, на долю кого выпало воевать. И своим творчеством он активно призывает к этому. Многие в наши дни думают, что Великая Отечественная, ветераны - это все приметы давно ушедшего прошлого. Художник же утверждает, что без прошлого, его анализа, будущему не состояться. И пусть читатель подумает, что живописец просто сидит у себя в мастерской и философствует. Роману Яшину присуще активное отношение к жизни. Сюжеты своих произведений он черпает из действительности. В молодости художник отслужил срочную службу солдатом. Считает, что каждый мужчина должен пройти через армейскую или флотскую школу жизни. Тогда обретешь уверенность в себе, мужественность, поймешь, что такое чувство долга.

Поскольку Роман Яшин - личность творческая, ему интересен каждый человек, каждое жизненное явление. Как-то на вокзале, готовясь к поездке в родной город Дзержинск, художник случайно познакомился с солдатом, который направлялся в отпуск после службы в Чечне. Разговорились. И парень рассказал Роману Борисовичу, как нелегко там приходится служивым.

Роман Борисович понял боль солдата, они подружились, возникло родство душ. В результате Роман Яшин написал портрет этого участника чеченских событий «Андрей Калачев». Картина выставлялась много раз и имела успех у зрителей.

Роман Борисович вместе с поисковыми группами не раз отправлялся в экспедиции по местам боевой славы под Санкт-Петербург, Новгород, Нахабино. Он воочию видел останки погибших солдат Великой Отечественной войны, стрелянные гильзы, каски тех, кто не вернулся из боя. Все это в его душе оставило неизгладимое впечатление, затем нашло отражение в творчестве.

Художник поддерживает постоянные контакты с военнослужащими Вооруженных Сил, сотрудниками ФСБ, ветеранами Великой Отечественной войны, изучает военные документы. Он много раз бывал в командировках в Чечне.

Роман Борисович - нередкий гость в кадетском корпусе под Санкт-Петербургом, которым руководит педагог Виталий Мазжерин. Там всегда жизнь бьет ключом: ребята учатся верховой езде, фехтованию, рукопашному бою. У воспитанников завязались добрые отношения с Романом Борисовичем. Там, под Санкт-Петербургом, художник много писал, создал портрет лучшего кадета Андрея Соколова. В кадетском корпусе, по достоинству оценили добрые отношения Романа Борисовича с воспитанниками, присвоили ему почетное звание корнета, выдали военную форму.

Развивая военную тему, он убедился, что война касается своим леденящим дыханием не только тех, кто непосредственно в ней участвует, но и их близких, родных, друзей. Роман Борисович рассказал мне такой случай. С его дочерью Катей учился в одном классе мальчик Вадим Медведев. Был просто неуправляемый, грубил учителям и ученикам, лез драться. Педагоги не знали, что с ним делать. Не раз показывали ребенка психологам, но те утверждали, что с ним все в порядке. А все оказалось просто и трагично. Отец мальчика погиб во время чеченских событий. Вадим, оставшись в неполной семье, озлобился и винил в своем горе всех подряд.

Роман Борисович сетует на то, что порой у нас не хватает душевного тепла, доброты, внимания к тем, кто пережил такую страшную драму, как война. Мастер надеется, что его творчество хоть в какой-то мере пробудит у людей такие чувства, побудит к их проявлению.

Поскольку в круг общения Романа Яшина входят военные, я поинтересовалась, как художник их мог бы охарактеризовать. «Они люди долга, - сказал он, - готовые пожертвовать собой ради его выполнения. А это дорогого стоит». В то же время он заметил, что некоторым из них не хватает культуры общения, этики поведения. Встречаются еще и такие командиры, которые при прекрасном знании военного дела, не умеют расположить к себе подчиненных.

Я сказала художнику, что в наши дни в военно- учебных заведениях преподаются гуманитарные науки, направленные на развитие души. Почему же они не всегда гарантируют высокую культуру поведения? Роман Борисович, который сам является преподавателем, считает, что в наше время педагогика еще не поднялась на необходимый уровень. Например, каждый понимает, что в жизни надо учить молодых опираться на нравственные ориентиры, идеалы. К этому стремятся педагоги. Но далеко не у всех преподавателей хватает мастерства, опыта. Порой об идеалах идет разговор как о каких-то расплывчатых понятиях, не подкрепленных жизненными фактами. Все это плохо воспринимают молодые. А результат - нигилизм, скептицизм, безверие...

Недостаточно педагоги используют и опыт прежних поколений или не умеют его интересно, образно преподнести. Тогда молодежь начинает черпать жизненные импульсы только из собственного опыта. А это, как считают психологи, ненормально, так как человек не может жить только собственными силами, он должен опираться на опыт старших поколений, близких, родных ему людей.

Роман Яшин, как и свойственно творческой личности, все время в поиске новых тем для творчества. В настоящее время он работает над триптихом «Мать». В нем он стремится передать и образ матери-Родины, и образ матери российского солдата, и образ немецкой матери, потерявшей на войне сына. Ведь все люди независимо от национальности воспринимают войну как страшную трагедию, испытывают боль потерь и потрясений. «В последнее время начинают все больше осознавать эту истину», - говорит живописец. Он готовит новые работы, посвященные Сталинградской битве, чеченским событиям. Все они послужат делу военно-патриотического воспитания.