Чтобы познакомить наших читателей с основными положениями МГП мы попросили ответить на вопросы советника по правовым вопросам Московской региональной делегации Международного Комитета Красного Креста (МККК) юриста-международника, магистра политических наук Арчила КРЮКОВА.

- Арчил Шалерович, что такое международное гуманитарное право (МГП)?

- Оно является важной составной частью международного публичного права. МГП - это свод норм, направленных в период вооруженного конфликта, с одной стороны, на то, чтобы предоставить защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а с другой - на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны.

Выражения «международное гуманитарное право», «право вооруженных конфликтов» и «право войны» можно рассматривать как синонимичные, выбор того или другого термина зависит от того, кто его употребляет и в какой среде.

МГП призвано облегчить причиняемые войной страдания, предоставляя насколько возможно защиту и помощь жертвам войны. Оно касается самого конфликта и не рассматривает причин применения силы или его законности. Это право регламентирует только те аспекты конфликта, которые имеют исключительно гуманитарный характер. Его положения применяются одновременно ко всем сторонам в конфликте независимо от того, по какой причине возник конфликт и насколько справедливой считается борьба, ведущаяся той или иной стороной. МГП не рассматривает вопрос о праве государств применять силу, который регламентируется в Уставе ООН.

МГП нередко ошибочно отождествляют с правом прав человека. Следует отметить, что идеи, лежащие в основе МГП и права прав человека, частично пересекаются. Однако они развивались независимо друг от друга и на сегодняшний день представляют собой две самостоятельные отрасли международного права.

- А как возникло и развивалось МГП?

- Сначала вооруженные конфликты регулировались при помощи неписаных норм, основанных на обычае. Затем постепенно стали появляться все более тщательно разработанные двусторонние соглашения (картели), которые воюющие стороны подписывали иногда уже после битвы.

Два человека сыграли главную роль в создании гуманитарного права - Анри Дюнан и Гийом Анри Дюфур. В своей книге «Воспоминание о битве при Сольферино», опубликованной в 1862 г., Дюнан сформулировал саму идею гуманитарного права. Генерал Дюфур оказал Дюнану поддержку и активно помогал ему, в частности в ходе Дипломатической конференции 1864 г., в работе которой участвовали представители 16 государств, принявшие «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны». Женевская конвенция 1864 г. заложила основу для быстрого развития современного гуманитарного права.

В 1899 г. по предложению российского юриста Ф.Ф. Мартенса был предложен следующий принцип для случаев, не предусмотренных гуманитарным правом: «Население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаями, из законов человечности и требований общественного сознания». Эта знаменитая «оговорка Мартенса» прочно вошла в гуманитарное право, уже стала нормой обычного права и была включена в статью 1 Дополнительного протокола I от 1977 г.

В тоже время было бы ошибочно утверждать, что создание в 1863 г. Красного Креста, а также принятие в 1864 г. первой Женевской конвенции положили начало процессу становления международного гуманитарного права, каким мы его знаем сейчас.

Первые законы о войне были провозглашены в эпоху великих цивилизаций за несколько тысячелетий до нашей эры: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых» (вавилонский царь Хаммурапи). Во многих древних текстах (эпос Махабхарата, Библия, Коран) содержатся правила, требующие уважать противника. А, например, Викаят, созданный в период расцвета арабского владычества в Испании (конец XIII в.), является подлинным сводом законов о войне. Таким образом, Конвенция 1864 г. кодифицировала и укрепила в форме многостороннего договора неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны, под защитой которых находились раненые и лица, оказывающие им помощь.

- Каковы основные положения и нормы международного гуманитарного права. Как они реализуются и кого защищают?

- Наиболее важные нормы МГП содержатся в четырех Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. и двух Дополнительных протоколах к ним от 8 июня 1977 г. Участниками Женевских конвенций являются практически все страны мира. В 2003 г. количество государств, присоединившихся к этим договорам, составляет 190.

Кроме того, договоры по международному гуманитарному праву включают: Гаагскую конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; Конвенцию 1972 г. о запрещении бактериологического оружия; Конвенцию 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия и Дополнительные протоколы к ней; Конвенцию 1993 г. о химическом оружии; Оттавскую конвенцию о запрещении противопехотных мин; Статут Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июня 2002 г. и включает в юрисдикцию Суда военные преступления и др.

Как я уже говорил, одна из основных задач МГП заключается в защите лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях. Те, кто прекратил принимать участие в военных действиях, а также не принимающие в них непосредственное участия, имеют право на уважение их жизни, а также неприкосновенности. При всех обстоятельствах они должны находиться под защитой и пользоваться гуманным обращением без какого-либо различия.

Противника, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях, запрещается убивать, также недопустимо наносить ему ранения.

Раненых и больных необходимо подобрать, им должна быть оказана помощь той стороной в конфликте, во власти которой они оказались.

Под защитой находятся также медицинский персонал, санитарные учреждения, транспорт и оборудование. Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты, и ее необходимо уважать.

Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессий, имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Стороны, находящиеся в конфликте, и лица из состава их вооруженных сил ограничены в своем праве выбора методов и средств ведения боевых действий. Запрещается применять оружие или методы ведения военных действий, способные вызвать ненужные потери или причинить излишние страдания.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда щадить гражданское население и гражданские объекты. Не подвергаются нападению гражданское население в целом, отдельные гражданские лица. Нападения должны быть направлены только против военных объектов.

- Каковы особенности применения норм международного гуманитарного права во внутренних и международных вооруженных конфликтах?

- Оно применяется только в случае международного или внутреннего вооруженного конфликта, не реализуется, когда в стране имеют место внутренние беспорядки.

В случае международного вооруженного конфликта применяются все четыре Женевские конвенции и первый Дополнительный протокол.

Во время внутреннего вооруженного конфликта применяются статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, и второй Дополнительный протокол. Следует сказать, что условия применения Протокола II более жесткие, чем условия, предусмотренные статьей 3. Она - общая для четырех Женевских конвенций, рассматривается как своего рода мини-конвенция, содержащиеся в ней нормы относятся к обычному праву и представляют собой минимальные стандарты, отступать от которых воюющие стороны не вправе ни при каких обстоятельствах.

Тем не менее, необходимо отметить, что нормы, регулирующие внутренние конфликты, менее разработаны, чем правила, касающиеся международных конфликтов. Объясняется это тем, что в данной ситуации затрагивается вопрос о принципе государственного суверенитета.

- Каковы особенности применения норм международного гуманитарного права в ходе операции по поддержанию или установлению мира, проводимых ООН или под ее эгидой?

- В ситуации международного или немеждународного конфликта лица из военных подразделений, принимающих участие в операциях по поддержанию или восстановлению мира, должны соблюдать МГП, если они вовлечены в вооруженное столкновение с одной из сторон в конфликте. Если же они не принимают активного участия в таком столкновении, то считаются гражданскими лицами в течение всего времени, пока эта ситуация остается неизменной.

Каждый контингент войск применяет нормы гуманитарного права в соответствии с международными обязательствами, которые взяло на себя каждое государство, представляющее свои войска для проведения таких операций. Эти страны должны обеспечить знание МГП военнослужащими из состава их контингентов.

Тот факт, что силы ООН, участвующие в таких операциях, должны соблюдать гуманитарное право, подтверждается в Бюллетене Генерального секретаря ООН от 6 августа 1999 г., который был опубликован по случаю 50-летия со дня принятия Женевских конвенций 1949 г.

В Бюллетене «Соблюдение силами Организации Объединенных Наций международного гуманитарного права» приводится список основополагающих принципов и норм гуманитарного права. Они применяются к силам ООН во время операций по восстановлению мира и поддержанию мира, когда миротворцы действуют в целях самообороны, и действительны до тех пор, пока вооруженные столкновения продолжаются.

Положение о том, что силы ООН должны соблюдать основополагающие принципы и нормы международного гуманитарного права, было включено и в самые последние соглашения, заключенные между ООН и государствами, на территории которых развернуты силы ООН.

Военнослужащие должны хорошо знать нормы международного гуманитарного права и уметь применять их при подготовке и в ходе боевых действий.

- А какова роль Международного Комитета Красного Креста (МККК)?

- Одна из основополагающих целей МККК - предотвращение или, по крайней мере, смягчение ужасов войны. Поэтому его превентивная деятельность направлена на работу с теми, от кого реально может зависеть судьба жертв войны. Это, в частности, Вооруженные Силы, силы безопасности и другие вооруженные формирования. Государства же в свою очередь должны в соответствии со взятыми на себя обязательствами обеспечивать обучение вооруженных сил праву вооруженных конфликтов.

В России МККК тесно сотрудничает с силовыми министерствами и ведомствами. В августе 2001 г. был издан приказ министра обороны «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права Вооруженными Силами РФ». Утверждено также и Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил РФ. МККК регулярно проводит курсы для старших офицеров Минобороны, Погранслужбы и Внутренних войск МВД РФ. В 2003 г. курсам «Сенеж», организованным Учебным центром Общевойсковой академии ВС РФ при содействии МККК, исполнилось 3 года. За это время удалось обучить более 450 слушателей. Для курсантов военных учебных заведений проводится ежегодный конкурс имени генерала Скобелева на знание норм МГП. Более того, в этом году команда Рязанского института ВДВ на международном конкурсе по МГП в Сан-Ремо (Италия) победила своих коллег из ведущих военных вузов Бельгии, Ирландии, Канады и США. Большая работа по обучению нормам МГП и права прав человека ведется с военнослужащими на Северном Кавказе. Только за первый квартал 2003 г.

- Какая ответственность предусмотрена российским законодательством за преступления, связанные с нарушением норм МГП?

- В соответствии с Женевскими конвенциями и первым Дополнительным протоколом, государства-участники этих договоров обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении серьезных нарушений МГП.

Нормы, касающиеся пресечения серьезных нарушений МГП, содержатся в разделе Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против мира и безопасности человечества». В статье 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» предусматривается ответственность за жестокое обращение с военнопленными, гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории.

Безусловно, не все серьезные нарушения подпадают под определение запрещенных средств и методов ведения войны, например, неоправданная задержка репатриации военнопленных. В настоящее время ведется работа по изучению вопроса о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс с целью его приведения в соответствие с нормами МГП.

- Расскажите о роли МККК в реализации положений права.

- МККК по сути пропагандист и хранитель МГП. В этой связи МККК, следуя различным резолюциям, принятым на международных конференциях Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принял решение создать новый орган - Консультативную службу по МГП. Отдел Консультативной службы есть и в Московской региональной делегации МККК. Наша деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с властями государств - членов Содружества Независимых Государств. Суть ее - в оказании содействия властям при проведении исследований национальных законодательств с точки зрения международных обязательств, вытекающих из договоров в области МГП, при разработке Уголовных кодексов и положений, предусматривающих наказания за военные преступления; принятии законодательства о защите и использовании эмблем Красного Креста или Красного Полумесяца и т.д. Эффективным инструментом в этой деятельности явилось создание межведомственных комиссий по МГП в 60 государствах, которым мы оказываем всяческую поддержку. Вопрос о создании такого органа рассматривается в настоящее время и в Российской Федерации.

Интервью взял Александр ГОРДИЕВСКИЙ