- Во-первых, потому, что мы уходим от лозунгов, которые во все времена были нацелены на охват больших масс людей, и стараемся сделать свою работу более адресной, - рассказывала Галина Журавлева. - Взрослое поколение людей на генетическом уровне приучено, что ребенка воспитывают все: начиная от родителей, школы, различных секций, кружков и заканчивая... улицей. А о том, что человек, даже самый маленький, в первую очередь сам себя воспитать должен, почему-то забывается. Именно это мы сегодня ставим в основу работы с подрастающим поколением.

Опыт прошедших лет показал, что есть четыре основных направления, которые охватывают практически все воспитательное пространство. Это физическое воспитание. Комментарий здесь, по-моему, излишен. Развитие способностей, данных человеку от Бога. Каждый в состоянии сам для себя определить: кто он - гуманитарий или технарь. Необходимо также научиться быть в ладу с природой через экспедиции и походы, уметь жить в коллективе и научиться себя обслужить в полевых условиях. Ну и самое главное - служение обществу.

Ребенок должен научиться делать добрые дела. Если он, к примеру, пошел на субботник, значит, должен четко себе представлять, что это не мероприятие для галочки в классном журнале, а нужное и полезное дело для общества, в котором он живет. Роль взрослого в этом процессе - организовать все должным образом, объяснить и направить.

- Вы не упомянули о героических страницах военного прошлого, на которых всегда строилась патриотическая работа...

- Это неотъемлемая ее часть. Еще великий Пушкин говорил, что отношение к минувшему отделяет образованность от дикости. Однако нужно понимать, что воспитывать нынешнюю молодежь только на примерах войны крайне сложно. Она с каждым годом все дальше уходит от тех дней. Надо также делать акцент на любви к родному краю, городу, району, в которых живет подросток. Что касается уклона в сторону военного воспитания, его следует превращать в некий элемент игры и еще - в обязательную дань памяти предкам, благодаря которым мы все сегодня живем.

Именно по такому принципу мы строим работу в нашем округе. У нас функционирует региональная детско-юношеская общественная организация «Золотой щит Родины», которая направляет работу всех тринадцати военно-патриотических клубов Восточного административного округа. Предпочтение отдаем конкретным делам. Есть, например, в районе Гольяново клуб «Наследники Александра Невского», который помимо патриотических конкурсов и соревнований по военно-прикладным видам спорта ежегодно выезжает на международную Вахту памяти, участвует в поисковых экспедициях. Только в нынешнем году ребята и девчата из этого клуба обнаружили и торжественно захоронили останки 120 воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны.

Под эгидой «Золотого щита Родины» в августе - сентябре состоялась акция «Славянский мост - детская дипломатия», в ходе которой группа школьников - победителей окружных конкурсов военно-патриотической направленности вместе с суворовцами и нахимовцами проехала по местам сражений русских и советских солдат по маршруту: Минск - Киев - Пловдив.

Мы наладили неплохие отношения с Клубом военачальников России, болгарским Союзом соотечественников и эту работу по линии детской дипломатии надеемся продолжить в дальнейшем. В предстоящие зимние каникулы на базе окружного оборонно-спортивного лагеря «Преображенец» запланирован целый ряд мероприятий, к участию в которых наряду с нашими ребятами будут приглашены их сверстники из Болгарии и Белоруссии.

- Сейчас в разгаре очередная призывная кампания на военную службу. Какую роль в ней играют общественные организации округа?

- Очень показательным примером в этом отношении служит работа в районе Новокосино. Подчеркну: это не кратковременная кампания, а именно постоянная, регулярная работа в рамках собственной программы военно-патриотического воспитания. В районе проводятся торжественные проводы призывников на военную службу. Очень продуктивно работают клубы военно-патриотической направленности «Русь» и «Оберег», а в школе № 1024 есть свой военный класс. В нем учатся обычные дети, но уклон в нем сделан на изучение азов военной службы, строевую подготовку, более тесную связь с воинскими частями.

Сделано это не для того, чтобы дети после окончания школы непременно шли учиться в военные академии и училища (хотя в 2006 г. из этого класса сразу 6 мальчишек поступили в военные вузы) или были подготовлены к службе в армии. В первую очередь они должны быть готовы к взрослой жизни, которая ждет их после школы. В Новокосине самый высокий план по призыву в округе (около 100 человек в год), и его всегда выполняют практически без серьезных эксцессов.

Кстати, связь с призванными из Новокосина там не теряют после того, когда их отправили в армию. Члены призывной комиссии совместно с представителями совета ветеранов района выезжают на места службы новокосинцев, чтобы посмотреть, в каких условиях и как служат ребята. Причем не только в пределах Московского военного округа. В прошлом году, например, они побывали в двух воинских частях Ленинградского военного округа. До конца нынешого года (соответствующее распоряжение главы управы Валерия Мерненко уже есть) запланирована подобная поездка в воинскую часть, расположенную в городе Коврове Владимирской области, в которой служат несколько новокосинцев.

- С окончанием нынешнего года завершится выполнение нынешней программы военно-патриотического воспитания в Восточном административном округе. Что придет ей на смену?

- Очередная программа на 2007 - 2009 гг. Ее проект уже подготовлен, цели, задачи и основные мероприятия определены. Могу перечислить и главное направление программы, и механизмы ее реализации. Но лучше мы докажем ее жизнеспособность и необходимость на деле.