Национальные интересы

Во вступительном слове глава государства - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами подчеркнул, что состояние дел в армии и на флоте - фундаментальный вопрос обеспечения национальных интересов России, защиты ее суверенитета. Внешняя безопасность - залог успешного решения социальных, экономических, демографических, политических проблем, без ее обеспечения ни одна из этих задач не может быть эффективно выполнена.

Период пожарного «латания дыр» и элементарного выживания закончился, армия и флот вновь обретают мощь, вступили в этап технического переоснащения. Только на закупку вооружения в этом году потрачено в 1,5 раза больше средств, чем в прошлом. Владимир Путин убежден: надо направлять все больше ресурсов на технологическое развитие армии и флота, «насытить» их высокоточным оружием, современными средствами связи и радиоэлектронной борьбы.

Выступивший с основным докладом заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России Сергей Иванов обратил внимание на то, что в мире по-прежнему доминирует тенденция ужесточения конкуренции ведущих держав за доступ к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим ресурсам. Это, а также новые вызовы и угрозы, особенно исходящие от международных террористических и экстремистских организаций, вынуждают принимать адекватные ответные меры. Состояние Вооруженных Сил должно позволять одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах.

В заключительном слове на совещании президент обратил внимание на необходимость выполнения планов создания принципиально новых систем стратегического оружия, которое гарантировало бы поддержание баланса сил в мире, способность уничтожить любого агрессора. Только это может обеспечить стратегическую безопасность России на длительную перспективу. Для предотвращения локальных конфликтов и, если потребуется, эффективной борьбы с ними необходимы эффективные силы общего назначения.

Глава государства считает, что у нашей страны достаточно средств и ресурсов, чтобы решить эти задачи. Нужно только рачительно расходовать народные деньги.

Профессионалы

И президент, и министр обороны коснулись проблем профессионализации армии и военного образования.

Владимир Путин отметил, что к 2008 г. 70% военнослужащих, включая офицеров и прапорщиков, будут проходить службу по контракту. Повышается интерес к контрактной службе на сержантских и рядовых должностях, растут конкурсы в военные учебные заведения. Эти новые возможности надо использовать для отбора в армию лучших, эффективно менять облик Вооруженных Сил.

Глава государства уделил внимание проблемам укрепления офицерского корпуса, потребовал стабилизировать кадровый состав, воспитывать в офицерах здоровое карьерное и профессиональное честолюбие, укреплять лучшие традиции российского офицерства, бережно относиться к прошедшим «горячие точки». Он подчеркнул, что «сегодня очень важно высокое качество военного образования. Причем на всех его уровнях: от училищ до академий. Разумеется, как и в гражданской жизни, в военной учебе крайне опасны косность, отставание в развитии самой военной науки, в методиках преподавания и внедрении инноваций».

Министр обороны отметил, что с 2008 г. должны полноценно заработать учебные военные центры при государственных вузах. «Нужно стремиться, чтобы УВЦ стали настоящими элитными центрами подготовки офицерских кадров по наукоемким специальностям, - сказал он. - При этом они не должны потерять свою «гражданскую составляющую». Только тогда их выпускники кроме профессиональных военных знаний и навыков смогут принести в армию и то, что сейчас называется современной вузовской наукой. А мы сможем отказаться от «услуг» офицеров-двухгодичников». В УВЦ уже сейчас учатся около 1,5 тысячи студентов.

Сергей Иванов также упомянул, что в военных вузах и учебных частях Вооруженных Сил готовят офицеров и младших специалистов для тыловых структур силовых ведомств.

На контрактный принцип комплектования, сообщил министр, перешли более 60 частей и соединений, в них служат свыше 78 тысяч солдат и сержантов-контрактников. В 2007 г. завершится действие Федеральной целевой программы перевода на контракт ряда соединений и частей. В результате две трети Вооруженных Сил станут профессиональными, что создаст условия для перехода на 12-месячный срок службы по призыву. Следующий шаг - перевод на контракт всех сержантов и старшин, плавсостава надводных кораблей сил постоянной готовности.

Потенциал сдерживания

Сдерживание от развязывания крупномасштабной агрессии против нашей страны и ее союзников, отметил министр обороны, обеспечивают стратегические силы и система воздушно-космической обороны.

Целенаправленно совершенствуется наша ядерная триада. В Ракетные войска стратегического назначения помимо стационарных начали поступать новейшие подвижные грунтовые комплексы «Тополь-М». Ими перевооружают первый ракетный дивизион в Тейковской дивизии. Строятся подлодки стратегического назначения проекта «Борей», заложена третья из них - «Владимир Мономах». Совершенствуется Дальняя авиация.

2008 г. можно назвать знаковым для российской системы воздушно-космической обороны. Принята концепция ее развития до 2016 г. и на дальнейшую перспективу. На вооружение поступят новейшие средства предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства, огневого и функционального поражения, разведки, связи и автоматизированного управления.

Силы общего назначения

Важнейшей задачей является и повышение потенциала сил общего назначения в первую очередь за счет частей и соединений постоянной готовности. Уже созданы самодостаточные группировки войск на всех потенциально опасных направлениях, способные совместно с пограничными органами ФСБ и внутренними войсками МВД локализовать приграничные и внутренние вооруженные конфликты. Вместе с тем уровень боеготовности сил общего назначения еще не оптимален. Поэтому основным приоритетом является боевая подготовка.

В будущем году финансирование подготовки войск вырастет до 24 млрд. рублей. На эти деньги проведут более 200 серьезных мероприятий, в том числе более 20 крупных и очень крупных.

В 2006 г. продолжалось совершенствование структур управления группировками войск путем объединения усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств под единым командованием. Это удалось на Северном Кавказе. Практически завершено формирование регионального командования «Восток».

Региональные командования будут заниматься планированием и руководством войсками и силами, а военные округа - администрированием и всесторонним обеспечением вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Министр упомянул и о том, что скорректированы планы вывода наших военных баз из Грузии. Наши военные покинут Тбилиси до 31 декабря 2006 г., Ахалкалаки - в 2007-м, Батуми - в 2008 г. На кавказских рубежах - в Дагестане и Карачаево-Черкесии - до конца следующего года сформируют две отдельные мотострелковые горные бригады.

Вооружения

Министр обороны констатировал, что по-прежнему остры проблемы оснащенности вооружением и техникой. Большая их часть разработана в 1960 - 1980 гг. Многие образцы морально и физически устарели, темпы их выхода из боевого состава превышают возможности восстановления и обновления. Это объективные трудности. Но есть тенденция к улучшению ситуации.

Год от года растут расходы на оснащение Вооруженных Сил. За 5 лет они увеличились почти в 4 раза: в 2002 г. они составили 80 млрд. рублей, в 2006-м - почти 237 млрд. рублей, в 2007 г. будет выделено более 300 млрд.

Новые образцы, призванные стать основой системы вооружения армии до 2020 г., разработаны и большей частью приняты на вооружение. Минобороны приступило к массовым серийным закупкам.

На 2007 г. по статье «Национальная оборона» предусмотрено более 820 млрд. рублей, более 300 из них - на перевооружение и оснащение. Они позволят закупить 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических аппарата и столько же ракет-носителей, оснастить новыми и модернизированными образцами 1 эскадрилью Дальней авиации, по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов, закупить и отремонтировать большое количество средств связи и систем управления, арторудий и противотанковых комплексов, боевых машин десанта и автомобилей.

Президент во вступительном слове упомянул, что на реализацию новой Госпрограммы вооружения до 2015 г. направляется почти 5 трлн. рублей. Глава военного ведомства отметил, что для эффективного их использования Минобороны формирует единую систему заказов, завершает создание Центра заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники. На его базе будет организовано Федеральное агентство по закупкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Эта система только за счет единой ценовой политики способна приносить экономический эффект порядка 0,5 млрд. рублей в год, призвана стать и заслоном от коррупции и лоббирования частных интересов в ущерб государственным.

Создание межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического и тылового обеспечения позволит существенно сократить расходы на содержание военной организации и направить высвобождаемые ресурсы на ее развитие. Уже все закупки однотипных материально-технических средств осуществляет Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла Вооруженных Сил. Предприняты и другие меры.

Министр сообщил также о полном расформировании в этом году военно-строительных отрядов. В следующие два года будут акционированы все подрядные строительные организации Минобороны, что должно повысить их эффективность.

Социальные проблемы

Говоря о том, что к 2008 г. 70% военнослужащих, включая офицеров и прапорщиков, будут проходить службу по контракту, Президент России подчеркнул: «И мы хорошо понимаем, как важно создать для них достойные социальные и материальные гарантии». Запланировано повышение доходов военнослужащих в реальном исчислении до конца 2008 г. в 1,5 раза. Все заключившие контракт до 1 января 1998 г. до 2010 г. должны получить жилье. Для поступающих на службу заработали накопительно-ипотечные механизмы.

В свою очередь министр обороны, отметив тенденцию увеличения денежного довольствия, сообщил, что запланированы 3 повышения окладов военнослужащих: два - на 10% и 15% - в 2007 г., одно - на 15% - в сентябре 2008 г. В итоге их доходы по сравнению с 2005 г. увеличатся на 67%.

В связи с инфляцией Минобороны вместе с другими силовыми ведомствами обратилось в Минфин с предложением предусмотреть еще одно повышение на 10%. Только с его учетом можно выполнить поручение президента об улучшении в 1,5 раза материального положения военнослужащих в реальном исчислении.

В 2006 г. Минобороны получит более 40 тысяч квартир. До 225 тысяч квартир вырастет фонд служебного жилья. В будущем году предполагается получить более 44 тысяч квартир, довести служебный фонд до 245 тысяч квартир. Министр уверен, что при сохранении темпов к 2010 г. все военнослужащие, кому это положено, будут обеспечены постоянным, а к 2012 г. - служебным жильем.

Жесткие меры

Говоря о морально-психологическом климате в войсках и на флоте, министр подчеркнул, что армия - это прежде всего уставной порядок и твердая дисциплина. Особое внимание уделяется тому, чтобы каждый случай нарушения закона был выявлен, виновные понесли заслуженное наказание. «Порядок мы можем навести только жесткими мерами», - заявил Сергей Иванов.

Результатом открытой позиции, жесткого подхода, стремления изжить противоправные деяния стало некоторое (на 8%) увеличение зарегистрированных в этом году преступлений. Несмотря на повышение их общего числа, так называемые небоевые потери существенно сократились. По данным Главной военной прокуратуры, за 10 месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число случаев гибели военнослужащих при исполнении служебных обязанностей снизилось почти на 46% (с 876 до 473). В том числе на четверть - от неуставных проявлений (с 26 до 20), на 20% - из-за самоубийств (с 206 до 167).

Министр потребовал и впредь уделять особое внимание предотвращению негативных явлений в армии. По поводу «солдатского батрачества» более года назад он подписал приказ №428. «Такое уродливое явление, как использование труда подчиненных в личных целях, должно быть полностью искоренено», - требует глава Минобороны. В этом году за это уволены 3 генерала, в отношении еще трех ведется расследование, более 50 должностных лиц привлечены к уголовной ответственности.

Открытость

и гражданский контроль

Иванов заметил, что некоторые нелицеприятные факты вскрыты благодаря активной позиции общественных организаций, СМИ или отдельных граждан. Минобороны приветствует такую помощь, если она носит конструктивный характер, а не является лишь поводом для разжигания антиармейской истерии, преследующей политические или рекламные цели, выступает за развитие форм и методов гражданского контроля.

«Вообще Российские Вооруженные Силы являются, наверное, самыми открытыми в мире», - отметил министр. Они все активнее взаимодействуют с общественными и правозащитными организациями. Налажено сотрудничество с обеими палатами российского парламента. В этом году разработан и принят ряд нормативных правовых актов. Госдума в третьем чтении одобрила законопроекты, позволяющие применять к военнослужащим арест с содержанием на гауптвахте. Парламентарии поддерживают и решение социальных проблем военнослужащих.

Сергей Иванов подчеркнул, что Минобороны стремится более полно использовать потенциал общественного влияния на ситуацию в войсках. Подписан приказ о создании при Минобороны Общественного совета. Деятельность этого консультативного органа позволит оперативно выявлять и обсуждать актуальные проблемы армии и флота, предлагать оптимальные пути их решения.

Еще один проверенный ресурс гражданского контроля над Вооруженными Силами - родители солдат, проходящих службу по призыву, и прежде всего самая бескомпромиссная их половина - матери. «Именно такой контроль положения дел в частях и на кораблях будет самым гражданским. Лучшего не обеспечит никто», - заявил Сергей Иванов. Он дал указания подготовить нормативно-правовые документы, регламентирующие эту качественно новую форму взаимодействия армии с обществом. Министр предупредил: это касается любого руководителя, имеющего в подчинении солдат по призыву, прежде всего заместителей командиров по воспитательной работе, которые должны наладить контакт со всеми без исключения родителями своих солдат, организовать с наиболее активными из них реальное взаимодействие.

Глава военного ведомства назвал несколько его форм. Первая - информирование родителей о состоянии детей, условиях их службы и жизни. Вторая - «родительские инспекции». Третья - участие родителей солдат в жизни воинской части, решении вопросов, не касающихся боевой подготовки. Например, присутствие 2 раза в год на совещаниях при обсуждении состояния воинской дисциплины и правопорядка, социально-бытовых проблем, их разумная инициатива дополнительной заботы о солдатах, проведение праздничных мероприятий, чествования лучших специалистов.

Четвертая форма - участие родителей солдат в работе призывных комиссий. Министр распорядился подготовить письма главам субъектов Федерации, настоятельно рекомендовать включать в эти комиссии представителей родителей - не призывников, а тех солдат, которые уже проходят службу по призыву.

Таким образом, Минобороны максимально открывает двери своих частей и организаций для солдатских родителей. «Если интересующие вопросы не касаются секретности, мобилизационной готовности или боевой подготовки - пожалуйста, проверяйте, инспектируйте, предлагайте, помогайте», - призвал министр.