А для мальчиков и девочек постарше почти ничего нет. Я своих детей водила на классические спектакли для взрослых. Мы смотрели «Ревизора», «Горе от ума», «Мертвые души», «Евгения Онегина», постановки пьес Островского, Розова и Арбузова. Это было настоящее приобщение подростков и к более взрослым спектаклям, и к произведениям классической литературы, которые им еще предстояло изучать.

Вот и на этот раз не увидела ничего интересного для учеников 13-14 лет. Спектакли «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Красная Шапочка», «Малыш и Карлсон», «Вождь краснокожих», «Белоснежка...» смотрели даже те, кто в сезон бывает в театре не более двух раз.

Что же можно выбрать из взрослых спектаклей для моих восьмиклассников? Решила остановиться на «Ревизоре» Гоголя. Я тоже впервые увидела его в 7-8-м классе. К сожалению, этот спектакль в Малом театре в дни каникул не шел. А хотелось бы попасть именно туда, потому что это, пожалуй, единственный театр, где не искажают авторского замысла произведения, не допускают современного его прочтения. Даже Санкт-Петербургский Большой драматический театр этим грешит, к сожалению. Зачем осовременивать пьесы Островского, Чехова, даже Шекспира, ибо проблемы, поставленные в них, современны во все времена?

Перед тем как брать билеты, я спросила у администратора: можно ли на «Ревизора» их театра вести детей 13-14 лет. Она подтвердила, что да, эта постановка вполне подходит школьникам, и они на него приходят целыми классами и даже параллелями. В чем сотрудница театра действительно оказалась права, так это в том, что школьников этот день, вернее вечер, пришло немало.

Однако моим ребятам спектакль не понравился. Они даже сказали: при чем тут Гоголь - писатель ХIХ века, если Хлестаков ходил по сцене в джинсах. Все остальные персонажи были одеты в строгие черные костюмы современных фасонов. Но дело не только в одежде, режиссер-постановщик, вероятно, стараясь идти в ногу с нынешним временем, с его свободными нравами, ввел в спектакль две постельные сцены. Зачем? Это и взрослым совершенно не нужно. Не хватало, видимо, для полного современного взгляда на классику ввести в речь городничего нецензурные ругательства. Неужели непонятно, что от этих всех нововведений классические вещи только ухудшаются? Они вырываются из контекста своего времени и становятся плохими копиями сегодняшнего.

Мне кажется, что так называемое современное прочтение любых классических произведений, будь то Эсхил или Еврипид, Шекспир или Лопе де Вега, Островский, Толстой или Виктор Гюго, показывает, что истинный замысел, видение сюжета самим автором современным режиссерам и актерам не по зубам и они дают свою версию, свое понимание, которое говорит о недоверии к современному зрителю и оглупляет его.

Елена МЕТЕЛЬСКАЯ, учитель русского языка и граждановедения, Москва