Первое боевое крещение и ученики, и учителя школы получили в годы Великой Отечественной. Многие ушли на фронт и отдали жизнь за избавление мира от «коричневой чумы», многие работали на трудовом фронте, защищали город от вражеских налетов. В тяжелые годы войны школа на некоторое время прервала свою работу, учащиеся младших классов были эвакуированы в Подмосковье и за Урал. Но как только враг был отбит от Москвы, а Красная Армия перешла в контрнаступление, возобновила свою работу и наша школа. Так случилось, что война, Великая Отечественная, оставила глубокий след в истории всей нашей страны. В 1945 году воины-освободители вернулись уже в другую страну. в Страну-Победительницу. С восстановлением народного хозяйства, жилищного фонда Москвы пришла надежда и на перестройку нашей школы. В 1950 году на Остаповском шоссе (ныне Люблинская улица) было открыто новое четырехэтажное здание школы №475. Школа выросла среди двух- и трехэтажных домов, построенных военнопленными немцами. Новое здание отличалось не только своей высотностью, но и интересным решением фасада, где на мощные колонны был установлен массивный балкон. Школьная ограда, торжественная главная аллея и замечательный фруктовый сад - такой запомнилась школа учащимся тяжелого, но радостного послевоенного времени. Примечательно, что и директором на долгие годы стал фронтовик, поэт, преподаватель литературы Виктор Яковлевич Кузелев, живший тогда в ветхой школьной пристройке. Но это было не важно. Куда важнее воспитать поколение, ощутившее еще детьми на своих плечах все ужасы войны. И это удалось.

Я очень много говорю о войне еще и потому, что именно с поискового кружка, которым руководила фронтовик, учитель истории Лариса Ивановна Солод, началось формирование экспозиции школьного музея. Учитель и дети, занимавшиеся в историческом кружке, не только обсуждали важные вопросы истории, но и проводили большую поисковую работу. Еще тогда, в 60-е годы прошлого века, им удалось обнаружить места захоронений погибших учеников нашей школы. От Ларисы Ивановны эстафету Вахты памяти приняла и по сей день заведующая школьным музеем Зоя Ефимовна Сорокина. Попав в музей, можно только поражаться, насколько кропотливая работа была проведена, сколько времени было потрачено для работы с архивными документами, сколько поисковых поездок совершено в те годы. К сожалению, сейчас практически перестали проводиться экспедиции. И виной всему - недостаток финансирования.

Еще одна добрая традиция, которая сохраняется в нашей школе уже много лет, - краеведческая и экскурсионная работа. Начавшись как одно из направлений поисковой работы, сейчас она стала вполне самостоятельной. Дети любят путешествовать и всегда с радостью откликаются на предложения поехать на экскурсию по Москве, в Подмосковье или по России. Конечно, и здесь тоже часто возникают финансовые проблемы. Но следует сказать большое спасибо родителям, которые находят возможности, чтобы расширить кругозор ребенка, представить перед ним мир во всем его многообразии.

Придя в нашу школу, многие ощущают особый микроклимат. И очень часто слышишь от родителей: «У вас учителя совсем по-другому общаются с учащимися». Мы стремимся сделать так, чтобы общение учителя с учеником было построено не на позиции силы, принуждения, а на позиции взаимного сотрудничества. Именно поэтому многие учителя школы стараются, чтобы уроки не просто проходили в атмосфере доброжелательности и взаимоуважения, но и в атмосфере равноправия. Ребенок тоже очень часто может донести до учителя мысли и чувства, которые столь же важны, как и слова учителя.

Мы долго шли к подобным взаимоотношениям. И во многом нам помог, к сожалению, ныне уже покойный доцент Московского педагогического университета им. В.И.Ленина Николай Петрович Капустин. В девяностые годы, когда нестабильная ситуация в обществе сильно расшатала существовавшую систему отечественного образования, он предложил апробировать в школе адаптивную образовательную систему. Общий принцип работы системы - групповая творческая деятельность детей, направленная на получение новых знаний и поиск правильных ответов. Детям этот принцип работы понравился, потому что даже у самых слабых учащихся появилась возможность заработать хорошие оценки, появился стимул обучения. Учителям понравилось, что дети стали лучше усваивать новый материал, который им теперь объяснялся несколько раз (сначала учителем, а потом сильными учениками-одноклассниками). В рамках экспериментальной работы по адаптивной образовательной системе школа ежегодно организовывала несколько семинаров и мастер-классов для руководителей образовательных учреждений Москвы и России.

В продолжение эксперимента была сформулирована концепция адаптивной воспитательной системы, рассчитанная на реализацию в рамках классных часов и внеклассных мероприятий. Благодаря развитию воспитательной системы в школе была разработана нигде более не существовавшая на тот момент программа по краеведческой работе, предполагавшая перейти от знакомства с одной школой через знакомство с Москвой к изучению историко-культурного и художественного наследия всей России. В соответствии с концепцией воспитательной системы была выстроена система классных часов, где учащиеся могли не только послушать классного руководителя или своих одноклассников (тематический классный час), но и попытаться решить наиболее важные вопросы, найти выход из той или иной ситуации (ситуационный классный час).

Новый век ознаменовался для нас и грандиозным подарком - к старому зданию школы была осуществлена капитальная пристройка нового комплекса с современными классами, просторной столовой, библиотекой, спортивным залом. Это позволило перейти к работе в одну смену. Но и здесь мы не остановились на достигнутом. Сейчас наш главный девиз: «Школа №475 - школа без отстающих».

«Школа без отстающих». Такую задачу подчас решить очень сложно. Именно это подтолкнуло нас к участию в новом эксперименте. Вот уже несколько лет наша школа работает в режиме многопрофильной школы полного дня. Подобное построение учебно-воспитательной системы позволяет объединить в себе учебный процесс, консультации и дополнительные занятия, творческие кружки и секции, нацеленные на развитие творческих способностей учащихся. Конечно, работа в таком режиме стала дополнительной нагрузкой для учителей, но самое главное - она очень понравилась учащимся. Теперь во второй половине дня им предоставлена замечательная возможность - не праздно проводить свое время на улицах, а после небольшой прогулки и обеда заниматься выполнением домашнего задания, углубленным изучением любимых предметов. В рамках школы полного дня работает большое количество кружков и секций: изобразительного искусства, фотографии, театр-студия, спортивная секция, иностранного языка. Все это позволяет решать очень важную проблему, стоящую перед столичным мегаполисом, - проблему беспризорности и безнадзорности детей. Родители уверены, что ребенок вернется домой с выполненным домашним заданием, отдохнувшим и получившим творческий заряд на дополнительных занятиях. А что самое главное - в опасном переходном возрасте он всегда будет под присмотром воспитателей и педагогов школы.

Школа №475 - одна из лучших школ Москвы. И это не только моя оценка. Такая оценка была дана школе рейтингом «Известий Науки» в 2006 году. В этом, конечно, огромная заслуга наших учителей. В школе работают заслуженные учителя Российской Федерации, многие награждены почетным знаком «Отличник народного просвещения», почти у всех высшая или первая квалификационная категория. Несколько учителей школы в 2006 году стали победителями объявленного в рамках национального проекта «Образование» конкурса «10000 лучших учителей России». Молодым учителям, приходящим работать в нашу школу, есть с кого брать пример!

Надежда ПРОНИНА, директор школы №475