- Я работаю в своей должности с 1978 года, - рассказывает заведующая центром Татьяна Данилина. - У меня была замечательная наставница - Антонина Мазурчик, заместитель начальника Юго-Восточного окружного управления по дошкольному воспитанию. Если человек творчески подходил к работе, она его всегда наталкивала на мысль: а что ты еще можешь? В 1990 году она предложила сделать наш садик №183 экспериментальной площадкой. И с тех пор наше учреждение постоянно работает в режиме эксперимента. Собственно, это одна из отличительных особенностей Центра развития ребенка как вида дошкольного образовательного учреждения.

- А другие особенности какие?

- Центр обеспечивает обогащенное развитие личности по четырем параметрам: физическому, социальному, познавательному и художественно-эстетическому. Недаром у нас так много педагогов дополнительного образования. Центр должен работать и с ребятами, имеющими проблемы в развитии (но с сохранным интеллектом). Нам удавалось «выводить из проблемы» детей, которым ставили диагнозы «задержка психического развития», «гиперактивность». Они нормально интегрировались в здоровую среду.

При поступлении в центр ребенок проходит комиссию из психологов и медиков, они подсказывают, какая из наших программ ему больше всего подойдет - «Истоки», «Радуга» или адаптированная зарубежная система Марии Монтессори. Для каждого ребенка у нас составляется индивидуальный образовательный маршрут. На выходе ребенок должен быть обязательно готов к школе. Не просто уметь читать-писать-считать. Главное - иметь мотивацию учиться.

- Сколько детей в вашем центре?

- Стационарных воспитанников - двести восемьдесят. Еще шестьдесят посещают группы кратковременного пребывания (в них обычно по два-три ребенка, они приходят в садик по три раза в неделю на полтора-два часа). Кстати, только две трети детей - местные, остальных к нам возят из других районов столицы и даже из Подмосковья. И примерно двести пятьдесят детей дожидаются своей очереди на то, чтобы к нам попасть. Это ребята от двух до четырех лет. Пятилетние дети в очереди в московские садики не стоят. Согласно приказу Департамента образования всем пятилеткам мы обязаны дать предшкольную подготовку в одной из тех форм, в которых мы работаем с населением.

- Кстати, расскажите, какие это формы? Группы двенадцатичасового пребывания, кратковременного пребывания, а еще что?

- Еще в рамках Центра социального партнерства у нас начало работать подразделение «Домашняя академия»: патронат на дому и гувернерская служба. Сейчас очень остра проблема подготовки гувернеров. На эту работу часто нанимают случайных людей, а потом то и дело в газетах читаешь, что какая-нибудь «гувернантка» ребенка искалечила! Мы заключили договор с Московским городским психолого-педагогическим университетом. Его студенты, которые учатся на гувернеров, будут проходить у нас практику как воспитатели в малых группах. Мы выпустили брошюру «В помощь гувернеру»; может, она и некоторым родителям будет интересна.

Когда я вышла из кабинета заведующей, в центре уже начался тихий час. Заместитель Данилиной по образовательно-воспитательной работе Татьяна Лагода воспользовалась кратковременным покоем и устроила мне экскурсию. Мы заглянули в красочные игровые комнаты, медицинский блок «Айболитию», бассейн с вихревой ванной для рук, спортзал «Спортландию». В библиотеке я потянулась к бумажным цветочкам-чашечкам, стоящим в полочке. В каждой чашечке - бумажные кружочки-бонусы. Оказывается, в книжном царстве работают феи - Василиса Прекрасная, Дезидерия и Юлдуз-Пери. Они выбираются из старших девочек. Феи рассказывают ребятам о книжках, проводят в библиотеке конкурсы и за них одаривают бонусами. Группа, которая накопит больше бонусов, награждается книгой.

Напоследок Татьяна Семеновна проводит меня по музеям. В «Музее чести и доблести русского воинства» ордена и фронтовые планшеты, подаренные подшефными ветеранами из окрестных домов, хранятся без обязательного музейного стекла. «А если кому-нибудь захочется поиграть медалькой?» — спрашиваю я Лагоду. «Ну и пусть! Ребенок проникнется историей только тогда, когда подержит эту историю в руках».

- А вот «Музей родиноведения», - мы с Татьяной Семеновной склоняемся над коллекцией пожелтевших фотографий начала прошлого века. - Это мы с коллегами принесли специально из дома. Ребята так удивляются, когда узнают, что вот этот карапузик на снимке - мой дедушка. И вы знаете, некоторые семьи начали увлекаться историей своего рода, рисовать генеалогические дерева. Культура памяти, которую мы воспитываем у ребят в саду, передается и родителям!