Разумеется, одно дело - «родить» такую идею и другое - конкретно укоренить ее в образовательной модели двух стран. Рабочая группа сразу же столкнулась с серьезнейшей педагогической проблемой - как можно интегрировать две системы образования, если одна ставит во главу угла широту, а другая глубину знаний. Были дискуссии и по поводу названия. В результате остановились на компромиссе - для норвежцев это будет Норвежско-российская школа, для россиян - Российско-норвежская. Сегодня Российско-норвежская школа - это три класса - 9, 10 и 11-й, в которых учатся 11 норвежских ребят. У них отдельный курс углубленного изучения русского языка, литературы и русской культуры. Наши ребята изучают норвежский язык как «второй родной» в соответствии с учебным планом, разработанным Министерством по делам церкви, образования, науки Норвегии для старшей средней школы. Всего за 12 лет аттестаты двух стран получили 230 выпускников. Кстати, 35 из них воспользовались норвежским дипломом и поехали учиться в эту северную страну, некоторые при этом совмещали учебу за рубежом с обучением в московском вузе. А Виктория и Мортен Бакке, выпускники 1996 года, благодаря этому школьному проекту стали мужем и женой.

...В кабинете директора школы Евгения Николаевича Карпова сразу два флага - российский и норвежский, а еще много подарков от норвежских друзей.

- В Норвегии бывают не только наши преподаватели, но и ребята - причем эти поездки обязательны и включены в учебный план. В 9-м классе осенью это «школа выживания» в горах, в 10-м классе зимой - лыжная подготовка. Вы же знаете, что для норвежцев лыжи - это национальный вид спорта, у них в Бергене даже есть музей лыж. И наконец в классе ребята едут в Осло в феврале - выпускают интернет-газету на норвежском языке - это своеобразная подготовка к сдаче письменного экзамена на норвежском языке. Конечно, овладеть норвежским языком непростая задача, приходится начинать с самых азов, причем самое сложное, конечно, - понимание устной речи, ведь в Норвегии не все общаются на диалекте Осло, которому учат в РНСШ.

- Первое общение наших ребят с норвежцами повергает их в шок, они зачастую их просто не понимают, - говорит Татьяна Арро, учитель норвежского языка, - поэтому мы уделяем такое внимание поездкам в Норвегию, возможности пожить в норвежских семьях. А вот с 10-го класса наши ребята начинают изучать норвежскую литературу, причем с древнейшего периода. Это дает им возможность лучше узнать быт, культуру, общественную жизнь этой для многих загадочной страны.

- В Норвегии обязателен предмет «Религия и этика», - вступает в разговор директор школы, - мы назвали его «История мировых религий». Кроме того, у нас есть такой курс, как «История политических учений», «Норвежская история». А вообще в Российско-норвежской школе два основных профиля - экономический и лингвистический, причем у каждого нашего ученика индивидуальный учебный план. Добавлю, что качество знаний проверяется в РНСШ еще и независимым норвежским цензором качества образования. Убежден, что благодаря такому синтезу - российского и норвежского образования - наши предметные курсы стали богаче. В РНСШ особенное внимание уделяется информационным технологиям, не случайно тут даже журнал успеваемости не совсем обычный, а электронный. Впрочем, наверняка в школах будущего такие журналы станут обыденностью.

- Между прочим, - замечает Евгений Карпов, - поступить к нам в Российско-норвежскую школу легче, чем учиться. Успех каждого ученика зависит от него самого, от его желания овладеть норвежским, от его целеустремленности и настойчивости.

Оказалось, что в РНСШ учатся ребята со всего города, каждый год проходит открытый городской конкурс на поступление в Российско-норвежскую школу, причем число претендентов на одно место доходит до трех человек. Желающие поступить в РНСШ должны пройти тестирование, неплохо владеть английским, а также справиться с жанром эссе. Поэтому ребята начинают готовиться к поступлению в нее еще с пятого класса. Российско-норвежский проект изменил и учителей, и саму атмосферу школы. Учитель и ученик ощутили себя партнерами одного важного и увлекательного дела.

- Наши ребята зачастую все перемены проводят в учительской, обсуждая какие-то наиболее волнующие их темы, - говорит Евгений Николаевич. - Поэтому в нашей школе давным-давно забыли, что такое авторитарность и диктат педагогов. Вместе со своими учителями ребята учатся планировать время, избегать конфликтов, находить компромиссы, то есть постигают непростую науку - культуру сотрудничества. Знаете, без ложной скромности скажу - этот проект помог нашим педагогам выработать новую профессиональную культуру, основа которой - не останавливаться на достигнутом. Мы все время ищем новые формы работы, проводим методические семинары, пишем статьи, осваиваем иностранные языки и информационные технологии.

- Только не думайте, что у нас востребованы лишь классы Российско-норвежской школы, пусть без иностранного диплома, тем не менее остальная наша школа дает весьма неплохой уровень знаний, - продолжает директор. - Основная наша направленность - гуманитарная. В 10-м классе идет деление на профили. Причем стараемся, чтобы они были связаны с практико-ориентированной деятельностью. Во-первых, наши ребята не только интеллектуалы, они умеют работать и руками с тканями, мозаикой, материалами. У нас прекрасный преподаватель изо - Ольга Игоревна Полтавец, получившая, кстати, грант правительства Москвы. Благодаря ей наши ребята постоянно участвуют в самых разнообразных международных конкурсах. Мы, например, заняли первое место в Мадриде в художественной выставке «Мир без насилия». Особое внимание как и в РНСШ, так и в обычной, уделяется проектной деятельности. На протяжении учебы каждый ребенок должен выполнить хотя бы один проект. Сейчас вся школа работает над проектом ЮНЕСКО «Великий Волжский путь». Каждый класс освещает экономическое, культурное или политическое значение этого пути в истории Руси. В перспективе - работа над проектом, который особенно важен для нашей страны и для Москвы в частности - «Москва многонациональная». Когда он будет завершен, мы планируем провести общешкольный фестиваль по этой теме.

...Скорее всего в самом ближайшем будущем 2010-я школа приобретет статут общеобразовательного заведения с углубленным изучением английского, норвежского языков, информатики, экономики и обществознания. Эти пять предметов как раз и отражают суть концепции многопрофильной школы гуманитарной направленности, которой, впрочем, 2010-я уже давным-давно стала.

Юн Твейто, учитель физкультуры:

- В основе программ по организации поездок в горы лежат требования учебного плана по физкультуре, где говорится о том, что учащиеся должны познакомиться не только с «городской» Норвегией, но и побывать в сельской местности и на природе, причем в зимнее и осеннее время.

Александр Золотарев, выпускник 2000 года:

- Признаться, еще 10 лет назад я думал, что Осло находится где-то в Средней Азии. За несколько месяцев до поступления в Российско-норвежскую школу я узнал, что так называется норвежская столица. Первого сентября выяснилось что у Норвегии как минимум две столицы - старая Берген и нефтяная - Ставангер. Об этом, динамично водя сосновой указкой по карте, рассказывал Хенрик - энергичный и улыбчивый человек. В этот день каждому из нас подарили симпатичные канцтовары и дневник на странном незнакомом языке с причудливыми символами. В этот день началась новая эпоха. Последовал беспрерывный трехлетний марафон: удивительные путешествия, праздники, занимательные лекции в норвежском Информационном центре и библиотеке, чемпионаты по лапте...

Сюнне Брекке, выпускница 2000 года:

- Главный результат моего годичного пребывания в Москве в том, что я выучила русский язык, который помог мне открыть дверь в неизвестную ранее страну и новую культуру. После окончания РНСШ я неоднократно приезжала в Россию. Я продолжила изучение русского в университете. Я постоянно думаю о том, насколько он красив и как много я получила благодаря знанию этого языка. Поэтому русский язык - музыка в моих ушах.

Берит Нафстад Люфтингсму - директор Департамента образования губернии Акерсхюс:

- Есть множество примеров, что норвежские старшеклассники уезжают учиться в другие страны, например во Францию, где они поступают в лицеи. Это хорошо, но ребята должны следовать «правилам игры», существующим в образовательной системе данной страны. Эксперимент, проводимый в рамках РНСШ, предполагает, что философия российского и норвежского образования как бы шлифуется, воздействуя друг на друга взаимообразно и самым непосредственным образом. Эта школа - мостик между двумя системами образования, двумя регионами, двумя государствами и большим числом людей.