Людмила Сергеевна БЕЛЯКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1043, окончила филологический факультет Ивановского государственного университета, педагогический стаж - 19 лет.

Три принципа развития образования по-московски

Пожалуй, Людмила Белякова была первой, если не единственной, кто вспомнил на конкурсе, представляя опыт своей работы, о программе «Столичное образование-4» и трех принципах развития системы, заложенных в ней: партнерстве, целостности и саморазвитии. Но если в программе эти принципы рассмотрены по вертикали, то Людмила Сергеевна посчитала целесообразным рассмотреть их по горизонтали на примере школьного образования и своей педагогической деятельности.

Партнерство может быть разным: и в рамках предмета, и межпредметным. Белякова выстраивает интегративный урок, предлагая своим ученикам выполнять проектные задания. Так, работая над проектным заданием «Под звездами Серебряного века», ее ученики ведут исследовательскую деятельность в разных областях, сами иллюстрируют литературные произведения (например, делают иллюстрации к футуристической лирике), работают с музыкальными архивами, переводят тексты, составляют схемы, таблицы, используют в работе информационные технологии. Таким образом, получив теоретические знания и подкрепив их практическим опытом работы на уроке, ребята могут приступить к творческим поискам. Очень часто их итогом становится рождение новых, самостоятельных текстов. Например, изучив творчество Михаила Булгакова, они могут взять отрывок из романа «Мастер и Маргарита» и сочинить свой рассказ, сохранив авторскую идею, но изменив форму.

На уроке Людмилы Сергеевны часто возникают вопросы, которые, казалось бы, напрямую не связаны с его темой, но тем не менее пробуждают творческий интерес ребят к литературе и русскому языку.

На уроках литературы Людмила Сергеевна учит детей искусству перевоплощения, в этом ей помогают ролевые игры, элементы театрализации и драматизации. Она создает на уроках разные проблемные ситуации. Например, предлагает ребятам помочь Катерине из «Грозы» избежать самоубийства, ответить на вопрос, почему Лариса Огудалова из «Бесприданницы», впервые появляясь на сцене, начинает свой монолог со слова «Прощайте», или после сообщения о том, что Пушкин предложил Гоголю идею «Мертвых душ», дает классу задание дать некую идею современному писателю. Элементы театрализации и драматизации, вербальное и невербальное общение детей, по мнению Беляковой, помогают развивать у них аналитическое мышление.

На ее уроках происходит перевоплощение, причем не только детей, но и самой учительницы, у которой в арсенале не только ролевые игры, но и дискуссии, «мозговые штурмы», литературные дуэли. Ученики Беляковой делают рисунки к стихотворениям, подбирают к каждому ассоциативный ряд, занимаются выразительным чтением. Сама Людмила Сергеевна мастерски читает стихи, подражая Маяковскому, Ахмадулиной, другим поэтам. Все это было с блеском продемонстрировано на конкурсном уроке.

Путешествие в историю

Людмила Сергеевна взяла в руки обычный учебник литературы, который переносит учеников в другие эпохи, к другим героям, другим проблемам, и предложила своим взрослым ученикам-конкурсантам, путешествуя, приблизиться к этим временам и героям.

19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке в Москве открылся ресторан-кабаре «Розовый фонарь», так вот туда отправилась учительница со своими учениками. И началось увлекательное действо, в котором ученики приняли самое активное участие, превратившись в посетителей ресторана, официантов, учительница же стала хозяйкой в нем. Звучали стихи Маяковского, гости ресторана задавали вопросы, разбираясь, в чем, собственно, суть его творчества, анализируя стихотворения, определяя, какие поэтические формы применяет автор.

Жюри хочет знать

Понятно, что такой урок не мог не вызвать вопросы у жюри.

- Какими могут быть практико-ориентированные задания на уроках литературы и все ли ученики в классе могут реализовать себя в этой работе?

- На конкурсном уроке я представила только две роли: Маяковского и официанта. Но обычно в школе класс больше, чем был на конкурсе, а потому круг принимающих участие в выполнении заданий, играющих роли, может быть существенно расширен. Здесь могут присутствовать журналисты, и тогда группа журналистов в течение урока ведет либо репортаж, либо выпускает газету об открытии ресторана-кабаре, описывает, кто там был, выступал. В кафе может находиться группа молодых художников, которые будут рисовать иллюстрации к произведениям футуристов. В ходе урока они могут выполнять эти иллюстрации, и закончить урок можно своеобразной выставкой, которая будет помещена на стенах этого ресторана. То есть каждому ученику найдется соответствующая роль, никто не останется пассивным наблюдателем.

- Почему в ходе урока вы упомянули Ахматову и Пикассо, а не Давида Бурлюка, который жил и творил в то же время, что и Маяковский?

- После этого урока обычно следует другой, где идет обобщение и систематизация знаний, и тогда в ресторан приглашаются представители разных поэтических течений: Ахматова, как представитель акмеизма, Гиппиус, как представитель символизма, и так далее.

- На уроке вы задали своим ученикам вопрос: почему в литературе почти не встретишь удачно описанный опыт жизни в браке? Скажите, пожалуйста, как отвечают на этот вопрос дети в классе?

- Этот вопрос скорее риторический и нужен мне для того, чтобы дети подумали и дали оценку. Но они отвечают, например, так: потому что литературу больше интересуют проблемы: что писать о счастливом браке, где все хорошо?

В ребенке интересна личность

По условиям конкурса «Учитель года Москвы-2006» каждый финалист должен был прочитать лекцию на самостоятельно выбранную тему. Людмила Белякова посвятила свое выступление проблеме личностного становления подростка, предложив каждому для начала поставить перед собой зеркало и понять, что он за личность.

«Я не раз спрашивала своих учеников, как они трактуют слово «личность». Говорили в ответ разное. Один юноша сказал: «Личность - те свойства и качества, которые отличают нас от других людей. Это цвет волос, рост, черты лица, ведь, наверное, отсюда и возникло само слово «личность». Но все это свойства, данные нам природой, а ведь личность - явление социальное.

Однажды я посмотрела одну из телепередач, в которой знаменитым академикам, психологам, актерам предложили ответить на письмо студентки, которая, глядя в зеркало, увидела, по ее словам, вполне заурядное лицо, но никак не личность, и посчитала, что быть личностью могут лишь актеры, ученые, писатели, но отнюдь не рядовой человек. Общий итог этой дискуссии был таков: личность - отношение к самому себе, к другим людям, явлениям современной жизни, отношение, выраженное в поступках, деятельности.

У личности нет ограничений в возрасте. Личностью заявляет себя младенец, когда, решительно оттолкнув оберегающие руки матери, делает первые самостоятельные шаги по земле: «Я - сам!». И пусть при этом он подражает взрослым, но он первооткрыватель, он - творец всегда, когда говорит это гордое: «Я - сам!». Открывая мир заново, он открывает себя.

Личностью заявляет себя подросток, когда делает сознательный выбор между добром и злом. Когда преодолевает слабость неокрепшей натуры, противится дешевым соблазнам, когда ставит трудные задачи и добивается своего. Широко известен поступок восьмилетней девочки, державшей на руках чужую малышку, стоя в ледяной воде около часа в момент трагедии в Трансвааль-парке. Она сделала этот выбор не в пользу себя, а в пользу другого, более слабого.

Добро и зло борются в нас, арена этой борьбы - сердце человеческое. Понятия добра и зла уже в младенчестве заложены в человеке, так же, как умение двигаться, слышать, видеть. Прослушав сказку, ребенок обязательно расскажет вам, где герой хороший, а где злой и несправедливый. И только затем в течение жизни, делая выбор, мы приумножаем в себе это добро или зло, создавая свою гору или горку ценностей.

Если свести все сказанное к самому сжатому определению, то личность - это выбор и преодоление. Выбор - как осознание своего назначения. Преодоление - как характер, воля к реализации выбора.

Вероятно, всем приходилось встречать или слышать рассказы о подростках, выходцах из вполне добропорядочных семей, которые оказались втянутыми в неблаговидные компании или дела. «Откуда в них это? - дивились окружающие. - Ни дома, ни в школе никто их не учил дурному! Знать, была в душе скрыта червоточина, но все тайное когда-нибудь становится явным. Вот и выплыло наружу».

Можно считать и так, но лучше не спешить с выводами. Зачастую мы имеем дело с несформировавшейся натурой, в которой еще идет процесс самоисследования, самоиспытания. Но если детское узнавание мира методом проб и ошибок приводит к синякам, ссадинам, шишкам, то подобный же способ узнавания мира и себя в подростковом возрасте приводит к куда более тяжелым последствиям, а порой и к суровой расплате. Виновный так объясняет свой поступок: «Сам не знаю, зачем сделал». Однако если человек, стремясь узнать «кто я?», не думает о том, что он делает, эта деятельность может стать предосудительной и наказуемой.

Современным молодым людям предоставляется широкое поле выбора способов и средств самопроверки и закалки воли. Сколько взрослых, ответственных дел, которые подросток может взять на свои плечи, сколько вокруг нас еще беды и горя, даже у сверстников, которые требуют соучастия, сколько видов спорта, рисковых, требующих мужества, высочайшего напряжения всех сил, сколько возможностей заявить о своем достоинстве, не нарушая нравственных норм и правил, и стать примером для тех, кого так и тянет в грязь и тьму.

В нашей школе есть ученица, которую знают и уважают все, но не потому, что она хорошо учится или красавица. В трехлетнем возрасте она стала инвалидом, лишившись обеих рук. Она научилась писать ногой, отказалась от домашнего обучения, наравне со всеми посещает школу и участвует во всех внеклассных мероприятиях. В этой ситуации, казалось бы, став как все, она уже совершила поступок. Но каково было всеобщее изумление ее характером и волей, когда на летних Паралимпийских играх в Афинах она стала призером по плаванию».

Замру у зеркала и точно я

В душе увижу черноточие,

Хотя прекрасные порывы

В ней все еще отчасти живы.

К стихам прильну, как к эликсиру,

С поэзией пойду по миру,

И в ресторан, и в кабаре

Зайти теперь придется мне,

Хлебнуть немного футуризма,

Потом отчасти символизма,

А на десерт, чтоб было всласть,

И к акмеизму чуть припасть.

В конце подобная диета -

Общение в среде поэтов,

В душе очистит все и вся,

Все лучшее в нее внеся.

И, завершая сей вояж,

Пред зеркалом предстану снова,

Откинув ложный эпатаж,

Скажу, что к жизни я готова.

...И станет черноточие

Всего лишь многоточием.

Виктория МОЛОДЦОВА

Фото и эпиграмма автора