Набравшись смелости, я переступила порог незнакомого учреждения. Летели дни...Я поймала себя на мысли, что теперь для меня детский дом - это не что-то страшное, это большая семья. Да, это казенное здание, оно не может дать того тепла, которое несет родной дом, и, стоит ли говорить, коллектив воспитателей никогда не заменит родителей. Здесь есть неуправляемые, «трудные» дети, но это не мешает им быть детьми, несмотря на то, что они раньше сверстников узнали и почувствовали на себе несправедливость этого мира. Ребятишки, воспитывающиеся в детском доме, оказались, вопреки ожиданиям, добрыми, дружелюбными, готовыми к общению со мной. И тут у меня возникла мысль: а можно ли из беды сделать счастье? Ведь есть же пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как сделать счастливым ребенка, у которого нет главной опоры в жизни - родителей? А если бы они были, смогли бы привить своему ребенку качества, достойные Человека?

Сегодня формированием личности ребенка занимаются телевизор, компьютер и другие «непутевые воспитатели». В настоящее время среде позволено формировать сознание детей. Конечно, влияние среды неизбежно, но кто-то должен перехватить инициативу. Наставником, носителем духовной культуры, способным привить вечные ценности, по моему мнению, должен стать Учитель. При нынешнем дефиците порядочного человека дети растут духовно обедненные, лишенные чувств сопереживания, милосердия. Воспитать в них эти качества - нелегкая задача, но ее должен ставить перед собой Учитель. Из самого слова «воспитание» мы видим, что должны «питать» детей качественной, полезной, духовной пищей.

На практике я занималась реализацией проекта образовательного модуля под названием «Шнурки в стакане, или говорите, пожалуйста, по-русски». Его цель состояла в том, чтобы создать условия для формирования грамотной речи детей, речи, в которой сленг не вытесняет русский литературный язык. Поскольку сленг очень широко распространился среди всего российского населения, он не может не отражаться на речи детей и подростков, тем более детей, оставшихся без попечения родителей. Я лишний раз в этом убедилась, когда стала выяснять, насколько богат их словарный запас. Мы составляли свой словарь сленга, играли с языком, узнавали происхождение многих нелитературных слов. Афоризм Сократа гласит: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Я старалась содействовать тому, чтобы хоть немного очистить речь ребят от языкового мусора.

В моей группе были дети 10 - 13 лет. Среди скромных ребятишек, чего скрывать, были и курящие, и сквернословящие, даже малолетние преступники. Несмотря на столь ранние попытки повзрослеть, они все же по-детски непосредственны, мечтательны. Перед взрослыми стоит задача вытянуть наружу все прекрасные качества детей. Для этого нужно понять внутренний мир ребенка, вникнуть в его проблему, решить ее и оказать помощь. К каждому нужен индивидуальный подход. Обиженный ребенок может стать хуже своего обидчика: месть превратится в цель его жизни. Нельзя позволить ребенку озлобиться. Нужно помочь ему сохранить доброту. И тогда она даст ему красочную дорогу в будущее.

Я уверена, ребятишек из детского дома и целый мир спасет доброта, именно ее сейчас так не хватает всем нам!

Екатерина КОВАЛЕВА, Ачинский педколледж, специальность «русский язык и литература», 3-й курс, Красноярский край