В третий Московский кадетский корпус, любезно предоставивший свое помещение для мероприятия, съехалось около пятидесяти старшеклассников. На сессии «Школы взаимной человечности» приезжают ребята, чьи возможности ограничены плохим зрением, детским церебральным параличом, пиелонефритом... В этот раз были и два «колясочника». «Но их жизненная позиция была такова, что они преодолели свой недуг психологически и не зацикливались на своем страдании», - говорит руководитель «Школы» Татьяна Ушакова. Теперь ребята хотят попробовать свои силы в волонтерстве, чтобы помочь другим преодолеть их недуги. Замечу, что не менее половины участников сессии - обыкновенные юноши и девушки, которым не безразлична судьба сверстников-инвалидов.

- Инвалид не должен считать, что все вокруг ему что-то должны, а он - никому и ничего. Мы показываем детям, что инвалид может очень много дать окружающим людям, - формулирует концепцию «Школы взаимной человечности» Татьяна Ушакова. - А здоровые ребята должны быть готовы помочь инвалиду в том, с чем он физически не может справиться.

И ребята помогали. Например, кадетский корпус не оборудован никакими подъемниками или пандусами, а тем не менее инвалиды-колясочники нормально по нему передвигались - новые друзья не оставляли их без помощи. Они и в метро с колясками спускались! За неделю ребята побывали в Третьяковской галерее, театре Спесивцева, Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, посетили Музей предпринимателей, меценатов, благотворителей, проехались, распевая бардовские песни, на «Синем троллейбусе» по Садовому кольцу...

Основной темой нынешней сессии была работа по созданию детской социальной службы. Ребята ездили в «социальные точки Москвы» - комплексные центры социального обслуживания «Таганский» и «Пресненский», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Красносельский». Там они применяли на практике полученные на сессии знания. Потом, вернувшись домой, они смогут участвовать в работе аналогичных центров на местах.

На сессии ребята учились общаться, преодолевать коммуникативные барьеры. Проводили занятия «Как познакомиться и понравиться друг другу». Под руководством кандидата педагогических наук Марины Мирошкиной участвовали в «фестивале непохожих» - объединяющих играх, которые учили с пониманием относиться к тому, что все люди в мире разные. На сессии проводили занятия врач, психолог и писатель Ирина Семенова - Соковня, председатель Ассоциации молодежных инвалидных организаций Юрий Баусов, знаменитый слепоглухой ученый Александр Суворов («УГ» писала о нем в №37 от 12 сентября этого года).

В конце сессии ребята получили домашние задания. Например, такие: написать очерк «Добрый волшебник» - о человеке, который, несмотря на свой недуг, ведет активную жизнь. Привезти его надо на следующую сессию, которая планируется на весенних каникулах. «Школа» работает в тесном сотрудничестве с Ассоциацией социальных работников и социальных педагогов РФ, и тот, кто прошел четыре сессии, может получить сертификат международного образца «Помощник социального работника и социального педагога». Татьяна Ушакова говорит, что «Школа взаимной человечности» не ставит перед собой цели «пополнять ряды педагогов-дефектологов». Тем не менее две трети ее выпускников идут потом работать в сферу образования и стремятся приехать поработать на очередную сессию хотя бы сопровождающими.