Статфакт

За последние 15 лет сеть дошкольных образовательных учреждений в Брянской области сократилась более чем в два раза (в 1990 году их было 840, в 2006 году - 394). За это время приватизировано 37 зданий, перепрофилировано и осталось в системе образования - 130, передано в аренду другим службам и ведомствам - 113, брошено, разрушено - 81, отдано под жилье - 68.

Сегодня нуждаются в определении в детские сады 1780 детей.

Причинно-следственные связи

Самая сложная ситуация с дошкольным образованием складывается пока только в больших городах, то есть областных центрах, что, собственно, и понятно. Когда-то, в тяжелые 90-е, в Брянской области детсады закрывали, передавая их здания всевозможным инспекциям, учреждениям и организациям. И это первая причина дефицита детсадов. Вторая - демографическая. Детей все в том же Брянске действительно стало больше, но не на столько, что можно говорить о демографическом всплеске. А третья причина такова: именно в больших городах есть работа, терять которую опасно. Вот молодые мамы и не досиживают свои законные три года декретного отпуска.

А что же на селе? Там, казалось бы, должно быть еще хуже. Однако! Пока ни в одном районе Брянской области нет многомесячных очередей в детские сады. К примеру, Погарский район. Ситуацию здесь можно рассматривать как среднестатистическую показательную.

В конце девяностых в центре Погара открыли два новых детских сада на 110 мест. Туда потянулись мамы с малышами. Те же сады, что скромно расположились на окраине, постепенно опустели. Их закрыли. Однако здания с молотка не ушли. В одном из них поселился приют, другое отдали под жилье работникам детских садов и учителям.

Деревни и села пустеют, количество малышей уменьшается с каждым годом. Содержать полупустые здания накладно для районного бюджета. Как сохранить сеть дошкольных учреждений?

- Шли разными путями, - рассказывает Надежда Михайловна Зезюлина, инспектор Погарского районного управления образования, - например, раньше все сельские детские сады работали шесть дней в неделю. Как правило, в субботу в группах было совсем немного ребятишек. Мы перевели детсады на пятидневку. Конечно, сэкономили за счет сокращения рабочих дней. Или другой пример, в Андрейковичах. Там детский сад располагался в большом двухэтажном здании, обогревали которое два электрокотла. Сами понимаете, дорогое тепло. Мы перевели детский сад в школу, в свободное крыло. Но здание сохранили. Там, естественно, на меньшей площади сейчас расположилась местная библиотека. Опять же - экономия. Так что, если вдруг случится демографический взрыв, мы готовы вернуться на прежние позиции.

Ситуация меняется

Сейчас в Погарском районе 880 малышей едят манную кашу и сопят в уютных спаленках детских садов. Но справедливости ради нужно сказать, что очередь в детские сады образовывается еще по одной причине: родители стремятся отдать ребенка в лучший. Городские погарские садики пока конкурентоспособны. К примеру, четвертый выдвинут даже на губернаторскую премию. А соседний, пятый, постепенно становится семейным. Его директор Светлана Ефимовна Малюга не без гордости говорит, что она и ее коллеги уже бабушки в некотором смысле.

- 7 октября нынешнего года мы отметили 14 лет, как приняли первых детей. У нас сейчас 145 малышей. И уже две наши выпускницы привели своих детей в «Сказку».

- Светлана Ефимовна, судя по всему, ваша «Сказка» привлекательнее других тем, что находится в центре и в современном здании, не так ли?

- Да, зданию всего 16 лет. Но не только удачное расположение так привлекательно для родителей. Дело в том, что у нас потрясающий коллектив - все профессионалы, с высшей категорией. Коллектив не менялся со дня основания. Мы вместе создавали эту сказку, искали методики. А сколько вложено в интерьер?! Все своими руками, ведь у нас все такие рукодельницы и умелицы! В каждой группе свой театр: кукольный, теневой. Разработаны игровые программы. Действуют всевозможные кружки: наши дети и рисуют, и вышивают... Кстати, вы знаете, что такое вышивка по дереву?

- Нет. Но это, наверное, очень сложно для малышей?

- Прежде всего детям интересно, а это главное...

...Да, подход к воспитанию и образованию малышей-дошкольников поменялся. Сейчас разработаны десятки инновационных авторских методик для развития личности будущего школьника. Экология, математика, краеведение, танцы, музыка, и рисование - таково нынче расписание занятий в детских садах. Уровень подготовки к школе детсадовских детей намного выше домашних. И это еще одна причина загруженности дошкольных учреждений.

На будущее

Кстати, Светлана Малюга и воспитатели «Сказки», как и их костромские соседи, очень расстроены тем, что в таком масштабном и глобальном национальном проекте «Образование» нет ни слова о детских садах. Но обнадеживает то, что, к примеру, в Брянской области уже предпринимаются первые шаги в этом направлении. Губернатор Николай Васильевич Денин объявил о поддержке дошкольного образования в рамках национального проекта «Образование». Пока, правда, заявленный губернаторский грант намного скромнее президентского: 25 тысяч получат лучшие детские сады и по 10 тысяч - лучшие воспитатели.

Не осталась без внимания и проблема нехватки мест в детских садах. Сейчас в областном Департаменте образования разрабатывается специальная программа: проблему планируется решить за три года, что тоже довольно предусмотрительно. Именно к 2010-му малышей должно быть вдвое больше. Если, конечно, в полной мере заработает так называемый пятый национальный проект - демографический.

Чтобы снять напряжение, в сложившейся ситуации принято решение работать в нескольких направлениях. Первое - строить новые детские сады в тех городах и населенных пунктах, где особенно остро стоит проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях. Второе - возвращать здания, отданные некогда различным службам и учреждениям. Уже за счет возврата зданий в нынешнем году в сети дошкольных учреждений прибавилось 142 места. Кроме того, для более полного использования проектной мощности действующих дошкольных учреждений переоборудованы и открыты дополнительные группы на 880 мест.

Однако для решения проблемы необходим программно-целевой подход. По поручению губернатора областным Департаментом образования разработана и утверждена ведомственная целевая программа «Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Брянской области на 2007-2009 годы». Ее реализация предполагает увеличение охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием с 51 процента в 2006 году до 65 процентов в 2009-м, а также увеличение количества мест в образовательных учреждениях к 2010 году на 5138, что потребует дополнительно 37 миллионов 844 тысячи рублей из областного бюджета.

Брянская область