Норматив финансирования существовал всегда, правда, 15 лет - в усеченном виде (оплата труда, начисления на зарплату и коммунальные расходы). Потому, рассматривая методику нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, находишь в ней, как минимум, три положительные тенденции. Во-первых, финансы следуют за учеником. Это неофициальная борьба за ученика, опосредованным результатом которой будет решение проблемы качества образования. Согласитесь, можно иметь коэффициент наполняемости школы, равный двум, задыхаться от нехватки учебных площадей и не удовлетворить потребность обучаться всех желающих, что будет нарушением прав граждан. И наоборот, иметь половинную наполняемость школы. Справедливо, когда востребованность школы подкрепляется финансами. В формулу расчета общих расходов надо ввести коэффициент востребованности образовательных учреждений. Я думаю, что это усилит их стремление работать над повышением качества образования.

Рынок пришел в сферу образования, и о школе теперь можно говорить, употребляя рыночную лексику. Наше бедное образование не имеет ни акций, ни ценных бумаг, ни тайных вкладов. Оно имеет только учителей-энтузиастов. Для многих выпускников хорошие знания - все, из чего состоит их начальный капитал, причем не зависящий от курса доллара. Хорошо учиться становится выгодно, но выгодно ли хорошо учить?

Как показали результаты исследования, притоку молодых специалистов в систему образования препятствует, во-первых, низкий престиж профессии и невысокая зарплата учителей, это мнение практически всех опрошенных. Мы радуемся за своих московских коллег: в столице учитель общеобразовательной школы может сегодня заработать и зарабатывает от 12 до 25 тысяч рублей в месяц. Вот именно этого ждут сегодня от государства учителя всей России. Согласитесь, недостойно, когда народный учитель Удмуртской Республики учитель начальных классов высшей категории зарабатывает со всеми доплатами, и в том числе в рамках национального проекта по классному руководству, всего 5819 рублей в месяц.

Во-вторых, 72 процента опрошенных отмечают невозможность улучшить жилищно-бытовые условия, а 39 процентов - отсутствие льгот, премий и надбавок, хотя каждый третий респондент заявил о высоком уровне социальной ответственности за свой труд. Среди других причин названы: недостаточность современных технических средств для эффективной педагогической работы (31,2 процента), ограниченные возможности получения в школе повышения по должности (15,5), редкая возможность повысить квалификацию (11,2). Более половины респондентов (59,6 процента) считают нынешний престиж профессии педагога очень низким, еще около трети (31,7) - низким. Ни один из опрошенных респондентов не отозвался о нем положительно.

Из всего сказанного следует, что основополагающими направлениями государственной кадровой политики должны стать значительное повышение заработной платы работников образования и повышение престижа профессии педагога.

Людмила ВЕРХОВЦЕВА, директор лингвистической гимназии №20 города Сарапула Удмуртской Республики, заслуженный работник народного образования УР, кандидат социологических наук