2006 год стал временем активной реализации приоритетного национального проекта «Образование». Считаю, что мы, школьные библиотекари, должны помочь учителям в подготовке юных граждан к жизни. Но для этого необходимо изменить в обществе отношение к школьной библиотеке и тем, кто ею заведует.

Школьная библиотека - место встречи детей и подростков, учителей и родителей, поэтому ее нужно модернизировать и сделать привлекательной. Она должна стать кабинетом №1 в школе.

Если библиотекарь - полноправный участник образовательного процесса, то почему бы не придать ему статус педагога? Мое мнение: школьная библиотека должна преобразоваться в библиотечно-информационный центр, центр общения и психологической поддержки. Безусловно, сегодня самыми популярными остаются темы модернизации образования: предшкольная подготовка, профильное обучение, информатизация образования. Конечно, это важные направления, но, говоря о новых информационных технологиях, дистанционном обучении, надо вспомнить, что образование начинается с «картинки в букваре», что интерес к учебе и школьным предметам возникает, когда просто смотришь яркие, красивые азбуки, учебники.

Каждый день в школьную библиотеку приходят до 50 ребят. Что они видят? Затрепанные книги 1940-80 годов. Сегодня нет проблем с чтением, есть проблема книжных фондов. Для получения качественного образования, успешной подготовки к ЕГЭ одного учебника недостаточно, необходимы сборники упражнений, тестовые задания, задачники, практикумы, справочно-энциклопедическая, научно-популярная, критическая литература. Нам необходима художественная литература, а не краткий пересказ произведений. Это основные средства обучения и воспитания, и обеспечение их должно быть в числе важных задач государства. Учителю не нужно заставлять детей учиться, ему нужно их настраивать на любовь к учению и через эту любовь добиваться того, чтобы они знали предмет. Для этого у педагога должны быть нормальные условия: библиотека, современный компьютер, подключенный к интернету, и, конечно, уважение в обществе в самом широком смысле слова. Работая с современными средствами обучения, педагог будет наращивать свои знания, предлагать в условиях творческой свободы новые инновационные подходы. В русской педагогической традиции - заниматься самообразованием, а это означает возрастание роли методической литературы. Сейчас в печати, в обществе все внимание на лучших: лучшие школы и учителя, лучший учитель года. Все это прекрасно, но качественное образование невозможно без повышения качества работы учителей. Это означает, что нужно улучшить их жизнь, поднять культурный и профессиональный уровень.

Константин Ушинский писал: «Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». Воспитание связано с тем, что происходит в социальной сфере. За последние годы в нашей стране произошли серьезные социальные изменения. Попытка старыми методами решить новые проблемы - это тупиковый путь.

Национальный проект в образовании, предусматривающий доплату в 1000 рублей каждому классному руководителю, таких проблем, увы, не решит. Нужны новые программы по воспитанию, нужны данные статистического учета о возрастных потребностях и ценностях современных детей, нужна литература по мотивации и особенностям личности, конфликтологии. Всю эту литературу необходимо как можно быстрее направить в школьные библиотеки, чтобы постоянно действовала цепочка «учитель - воспитатель - родитель» и удавалось бы вовремя выявлять трудности в обучении и воспитании, активнее привлекать к этому родителей.

Кому-то покажется странным выражение «привлекать родителей», но это в самом деле нужно делать. Родителей тоже нужно воспитывать, они, к сожалению, в большинстве инфантильны, не чувствуют груза ответственности за своих детей, считают, что за их питомцев должен отвечать кто угодно, только не они. Нужно сделать родителей союзниками, активными помощниками в воспитании наших детей, и один из инструментов в этом деле - родительские собрания. Их можно проводить в школьной библиотеке совместно с библиотекарем, используя современные средства информации. Наше участие выразилось бы в обзоре современной литературы по воспитанию и обучению ребят, составлению и анализу выставок книг по различным проблемным вопросам, консультациях по работе с различными источниками информации.

Я думаю, что будущее есть у тех школьных библиотек, которые объединяют культуру общения с книгой с новыми информационными технологиями.

Очень часто информационную грамотность дети подменяют понятием грамотности компьютерной.

Техника становится для ребенка игровым автоматом. Ученик превращается в приставку к самой игре, отвыкает от обыкновенных игр, которые требуют творчества, отвыкает от общения с людьми, родителями, друзьями. Это страшно.

Поэтому в школьных библиотеках должны работать подготовленные специалисты, основная задача которых - отбор и представление детям, учителям и родителям лучших произведений на электронных носителях, нужен инженер по обслуживанию современных компьютерных средств информации. Библиотека должна стать местом бесплатного доступа к ресурсам интернета. Сеть может расширять горизонты и учить мыслить, а не быть источником для скачивания готовых сочинений, рефератов, докладов по всем предметам.

У ученика, учителя, родителя должна быть возможность прийти в школьную библиотеку и сделать ксерокопию или отсканировать иллюстрацию, посмотреть электронный каталог, воспользоваться электронной почтой. В библиотеке должна быть возможность научиться работать с различными видами текстов на разных носителях информации.

Невозможно повышать качество образования, не развивая, не укрепляя его фундамент - дошкольное образование. Нам, школьным библиотекарям, надо иметь хотя бы небольшой фонд литературы по дошкольному воспитанию. Под воспитанием я понимаю определенную педагогическую работу, куда входят игра, общение и так далее. Мы должны рекомендовать воспитателям ту или иную нужную им информацию, способствовать тому, чтобы у ребенка проснулся интерес к книгам и он сам захотел научиться читать, а это шаг в развитии маленького человека.

В школьной библиотеке я работаю немного лет и пытаюсь изменить содержание ее деятельности. Для учащихся младших классов нашей школы создан клуб «Юный затейник», которым я руковожу. Клуб имеет свой герб, гимн, присягу, устав. Его девиз: «Это я, это я, это все мои друзья!» Ежегодно избирается совет клуба, куда входят учителя и родители. На гербе клуба изображен мальчик с яблоком в руках, он говорит о том, что центральной фигурой здесь выступает творческое «Я» ребенка. Совет клуба считает, что обучение, руководство чтением невозможно без эмоциональной культуры. Ребятам интересно там, где интересно. Интерес - стержень личности. Наш клуб очень помогает организации внеклассной работы с книгой, проводит мероприятия культурно-образовательной направленности вне расписания учебных занятий в школе. К сожалению, электронный каталог, мультимедийные диски, интернет наши ребята в своей деятельности не используют. В школе этого нет. Это наша мечта.

Полагаю, что затронутые мной вопросы и в целом видение школьной библиотеки и библиотекаря в процессе реализации национального проекта в образовании найдут единомышленников. Буду рада.

Но одного обсуждения этих вопросов мало. Хотелось бы надеяться, что на очередном этапе модернизации отечественной системы образования решение проблем школьных библиотек станет наконец-то одним из приоритетных направлений.

Ольга КРЕСТИНИНА, заведующая библиотекой Александро-Невской средней общеобразовательной школы, Новодеревенский район, Рязанская область