Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в социокультурную среду. Педагогический коллектив нашей школы активно использует возможности Омска, города, в котором мы живем.

Все чаще приходится наблюдать явление «эмоциональной спячки», утилитарное отношение к культурным ценностям, отсутствие у ребят потребности в соприкосновении с культурной средой города. Если город предоставляет возможность не только для позитивных, но и антисоциальных проявлений, значит, мы должны научить школьников не ошибаться в выборе.

Изначально мы не были оригинальны: единичные выходы в театры и музеи, введение в учебный план регионального компонента. Город являлся, образно говоря, «учебно-методическим пособием», «приложением» к уроку. Но этого показалось мало. Рожденные за это время формы взаимодействия (дни театра в школе, творческие встречи, сочинения-рецензии о спектаклях и выставках) привели нас к созданию авторского проекта «Культура Омска как образовательная среда». Город и область часто становятся главными на уроках. Вот некоторые темы, которые традиционно обсуждаются в школе: «Использование озер Омской области», «Большой террор на Омской земле», «Деревянная архитектура Омска». Интересен Омск и как предмет исследовательской деятельности учеников.

До определенного момента в освоении социокультурного пространства мы большую роль отводили культурной сфере, но сложность сегодняшней социальной ситуации города, ее многослойность, неидентичность ценностных ориентаций и стилей жизни подтолкнули нас к необходимости «погружать» ребенка в это многообразие для того, чтобы он научился осуществлять свой выбор и нести за него ответственность.

Школа стала больше привлекать семью: помимо традиционных дней открытых дверей проводят конкурсы семейных проектов. Они возникли сначала как реализация совместной деятельности учителей, учеников и родителей, а затем стали инструментом освоения социокультурного пространства города. Каждый учебный год ребята работают в каком-либо направлении: «Мой город - мой дом», «История моей семьи в истории моего города», «Мой любимый культурный маршрут». Работа над семейными проектами еще раз убедила учителей в том, что на уроке закладываются основы, создаются предпосылки для становления личности, вся же основная практическая работа идет после урока, в разнообразной и сложной социальной среде, окружающей школу. Если все это целенаправленно и разумно собрано в единую органическую целостность - можно говорить о школе как об образовательной системе.

Таким образом, изменяется и взгляд на содержание образования, расширяются границы этого понятия. При таком подходе оно не сводится к набору учебных программ, а включает способы деятельности, познавательные и практические операции, общение между детьми, наполненное гуманистическим смыслом.

Омск