Нина БОЕВА, учитель истории лицея №5, Воронеж:

- Действительно, «проходим». К сожалению! В 11-м классе на всю Вторую мировую войну отведено 9 часов. Когда я начинала работать в школе, примерно в середине 80-х, мы почти всю первую четверть изучали только Великую Отечественную - причины, битвы, историческое значение. А сейчас вся Вторая мировая - за 9 часов! Конечно, учитель - всегда учитель, и с помощью мультимедийных программ, компьютера стараешься более интересно и глубоко преподать материал. Важен и воспитательный момент: чтобы у ученика появилось чувство гордости за свою Родину, за наш народ. И одновременно мы ведем подготовку к ЕГЭ. Учитывая все это, вывод можно сделать один: 9 часов на такую обширную тему - это очень мало!

Галина ПЕТРИЧЕНКО, учитель истории гимназии №587, Санкт-Петербург:

- Проходя данную тему, я использую в основном мемуарную литературу. Опираюсь на воспоминания. К примеру, очень помогают в работе мемуары маршала Жукова, маршала Конева. Они хранят аромат эпохи, в них - подлинность. «На 20 артиллерийских выстрелов немцев у нас был лишь один», - писал Жуков о событиях под Москвой. Когда читаешь рассказ очевидца, участника событий, сразу начинаешь воспринимать картину иначе. У нас есть также подборка альбомов «Основные битвы Великой Отечественной войны», где много статистики, схем, где предложена реконструкция военных событий. Это помогает в объективности восприятия прошлого. Когда ребята сочетают материалы учебника и дополнительную литературу, им легче оценивать действия того или иного исторического персонажа.

Юлия ЯНКАВЦЕВА, учитель истории школы №24, Нижний Новгород:

- В 11-х классах на историю России дается один час в неделю. Всего лишь! И приходится за один-два урока чуть ли не всю Великую Отечественную войну проходить. Поэтому времени катастрофически не хватает. Приходится давать индивидуальные задания детям, чтобы они заранее готовились, самой какие-то акценты расставлять. В наших учебниках очень мало материала на эту тему, идет только обзор, а чтобы привести конкретные примеры о защитниках Москвы, использую дополнительную литературу. Есть, конечно, дети, которые сами интересуются этой темой. Но, мне кажется, наше поколение все же лучше знало историю Великой Отечественной благодаря школьной программе.

Людмила ТИХОНОВА, учитель истории гимназии №38, Тольятти:

- Эту тему мы всегда изучаем только с патриотической точки зрения. Я стараюсь не приводить никаких негативных данных, касающихся русского народа. Да, конечно, были сложные моменты (культ личности, например), и их обходить нельзя. Но иную, непатриотическую, точку зрения дети сейчас не принимают. Так что на уроках мы говорим о защите родной земли.

Константин ИСАЕНКО, учитель истории гимназии №115, Омск:

- Вопрос об обороне Москвы в нашей истории не дискуссионный, в отличие, например, от вопроса о цене победы в Великой Отечественной войне. Наши войска сражались за столицу, напрягли силы до максимума и победили. В этом, пожалуй, была сила тоталитарного режима - он смог убедить социум, что необходимо стоять до конца. Не последнюю роль сыграл русский менталитет - в кризисное для Отечества время народ не обращает внимания на режим, отдаваясь полностью идее. А идея - в альтернативе: либо они нас, и тогда прощай, славянская свобода, либо мы их - и тогда народ-победитель дистанцируется от власти. Русские, хоть и безалаберны, привыкли жить сами по себе. Другого варианта событий в декабре 41-го просто не было. Русские со своею властью всегда жили как бы параллельно, поскольку власть давно отодвинула народ от реального решения дел, обращаясь к нему, когда нет другого выхода. Не случайно ведь Сталин, начисто лишенный народной риторики, спустя 12 дней с начала войны обратился к людям со словами «братья и сестры»... Уму непостижимо! Москву надо было отстоять - и отстояли. Не надо забывать и роль Сибирских дивизий, которые перебросили в конце ноября и которые «дали» немцам от души.