Предыстория

Представитель Министерства образования и науки РФ Вера Гринько заметила, что основная цель начатой в нынешнем году работы - чтобы ребята, приходя в армию, не чувствовали себя ущемленными и не считали, что время службы потрачено впустую. «Наша задача делать все для того, чтобы придать армии большую привлекательность. Изменить отношение населения к армии. Придать армии черты образовательного института», - подчеркнула она.

Прежде, чем рассказать о том, как решается эта проблема на практике, в учебном центре воинов-железнодорожников, коротко вспомним то, что предшествовало началу освоения армией этой качественно новой для нее функции - гражданского профобразования солдат.

О том, что армии необходимо придать черты образовательного института нового типа, в нашем обществе и во властных структурах говорится далеко не первый год. С этой целью в число основных направлений национального проекта «Образование» включена организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.

Ранее было объявлено, что намечено открыть для этого 100 специальных учебных центров, в которых военнослужащие срочной службы смогут получить гражданские специальности и соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании. Первые 25 центров планировалось создать в 2006 г., выделив на это из федерального бюджета 0,1 млрд. рублей, еще 75 - во втором полугодии 2007 г.

Согласно предложениям Минобороны и Минобрнауки России было принято решение провести в 2006 - 2007 гг. эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими срочной службы. Развернуть его предполагали с 1 января 2006 г. на базе специально отобранных учебных воинских частей Вооруженных Сил, финансировать расходы, связанные с его проведением - за счет средств, предусмотренных Министерством обороны в федеральном бюджете на 2006 г. по подразделу «Начальное профессиональное образование» раздела «Образование».

Но не зря говорится, что гладко было на бумаге. Жизнь внесла свои корректировки. В интервью «Учительской газете», опубликованном 8 августа с.г., министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на вопрос о проблемах с открытием учебных центров для солдат ответил:

- Сначала планировалось создать 25 таких центров. Был проведен анализ, какие специальности могут одновременно быть и гражданскими, и военными. В учебном центре, который готовит ракетчиков, трудно обучать на слесаря. Отобрали три центра, в которых есть большая корреляция между военными и гражданскими специальностями. Они запущены. Сейчас мы должны посмотреть, как они работают. Если в регионе есть такой центр, в котором эти требования соблюдаются, то может инициативу проявить руководство этого региона. Минобороны их поддержит. Мы тоже готовы поддержать.

Эксперимент

1 июля 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства России в рамках приоритетного национального проекта начат эксперимент по начальному профобразованию военнослужащих срочной службы. Ответственными за его проведение выступили Минобороны России и Минобрнауки РФ.

Один из трех учебных центров, о которых говорил глава Минобрнауки, созданный в 857-м учебном центре Железнодорожных войск, представили журналистам.

Приветствуя их, заместитель командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Юрий Котлов рассказал об истории учебной воинской части. Кузницей специалистов войск стальных магистралей, чьи профессии, к слову, сродни квалификации гражданских железнодорожников, она стала за много лет до возникновения национального проекта. Созданная в октябре 1918 г. была отдельным железнодорожным учебным полком, а в 1996-м получила статус учебного центра Железнодорожных войск.

Каждые полгода центр выпускает около 800 специалистов, которых направляют служить в линейные части, расположенные в различных уголках страны. По программе начального профессионального образования последние полгода занимались только 165 из них. Как объяснил генерал-лейтенант Юрий Котлов, просто в нынешнем году пока еще не было возможности охватить всех занятиями по этим программам. Ресурсы оказались ограничены, поэтому в первый пробный набор включили лишь часть солдат. Они стали фрезеровщиками, токарями, распиловщиками, автокрановщиками, слесарями по ремонту автомобилей.

Ко дню встречи с представителями прессы ребята сдали экзамены только за первый этап обучения, которое, в целом, рассчитано на год. В течение 5 месяцев по 48 часов в неделю они изучали теоретические основы, а также по 40 часов в течение 19 недель проходили производственную практику.

Журналисты побывали в учебных аудиториях, где ребята осваивают теоретический курс, и в производственных цехах, в которых организованы практические занятия.

С точки зрения солдата

В одной из аудиторий, где солдаты занимались теорией, на доске висел огромный, по всю стену плакат с замысловатыми схемами автомобильных узлов. Сидевший на первой парте будущей автоэлектрик рядовой Сергей Сангалов на мой вопрос об отборе на эту специальность ответил: «В военкоматах для нас проводили тесты по устройству автомобиля. Потом провели беседу о том, хочу ли я учиться по данной профессии. Получив мой утвердительный ответ, отправили сюда. Сейчас пока получаю базовые навыки. Есть возможность и в дальнейшем учиться по этой профессии. Да и вообще, любой парень должен разбираться в машинах»

В цеху фрезеровщиков инструкторы по производственной части, которые не так давно сами стояли у станка в роли ученика, теперь в качестве наставников на практике обучали солдат основам специальности. Инструктор Руслан Минияров рассказал, что служить ему осталось полгода, потом - на «дембель» (как на солдатском жаргоне именуется увольнение в запас). Руслан не жалеет о том, что попал служить не в какие-нибудь суперэлитные, а в «трудовые» Железнодорожные войска. И доволен, что именно в учебный центр. До армии окончил профучилище, получил профессию технолога, а во время солдатской службы приобрел вторую - фрезеровщика.

После армейской службы Руслан планирует продолжить образование в высшем учебном заведении на инженерном факультете. Сказал, что получил хорошее базовое образование, которое позволит ему совмещать работу с учебой. Трудиться намерен по полученной в армии специальности. Очень уж она ему понравилась.

Кстати, нравится служить и учиться не только Руслану, но и его подопечным. На вопрос о том, сложно ли осваивать специальность фрезеровщика, солдат-срочник Григорий Аскаров ответил: «Когда занимаешься любимым делом, не замечаешь усталости».

В слесарном цехе, куда затем пригласили журналистов, с 1 января 2007 г. планируется развернуть обучение еще одной специальности - слесарь. Пока же там осваивают программу обучения воинским специальностям солдаты-срочники.

Практическую часть программы профобразования солдаты-срочники изучают не только в цехах. Для этого есть и специально оборудованный полигон с необходимой техникой - автомобильными кранами, большегрузными автомашинами и железобетонными конструкциями. Там солдаты учатся подъему и перемещению грузов, страховке, погрузке железнодорожных вагонов и многому другому.

После того, как 165 солдат сдадут экзамены, их отправят в воинские части Железнодорожных войск. Осваивать премудрости профессии им придется еще полгода, после чего - аттестация и выдача дипломов государственного образца с присвоением соответствующей квалификации.

По этому поводу замечу: хотя учебный центр Железнодорожных войск еще до появления приоритетного национального проекта накопил десятилетний опыт подготовки по соответствующим специальностям, дипломы государственного образца в нем раньше никому не выдавали. Были лишь свидетельства. Разница принципиальна. Свидетельство - бумага ведомственная, ее признают полноценным официальным документом только в армии. А диплом государственного образца - совсем другое дело. С ним солдат, отслужив установленный срок, на «гражданке» сразу сможет реализовать себя, найти место в жизни, работу и получать хорошую зарплату.

Фото автора