Перед тем как группы начнут исследовать эту проблему, Евгений Беляков обратил внимание слушателей на то, какое место занимает школа в жизни ребенка, насколько должно быть озабочено общество тем, как она выполняет свои функции, может ли школа развиваться без влияния общества, без взаимодействия с ним. Ребенок проводит в классе примерно одну пятую своей жизни.

В последнее время в школе появилось много возможностей для творчества, инноваций. Однако сейчас наблюдается другая тенденция, хотя элементы свободы остаются, с одной стороны, из-за несовершенства законов, с другой стороны, из-за несовпадения интересов бюрократии с интересами образования, а также по другим причинам.

Школа обладает достаточным авторитетом, чтобы принимать решения о собственном развитии, в то же время каждое сообщество предъявляет к ней свои требования, и хотелось бы участвовать в этом развитии.

Работая над проектом «Активная школа», решили, с одной стороны, показать возможности изменений школы, с другой - подготовить ее к проектной деятельности, в рамках которой такие изменения могли бы происходить. Здесь помогла и идея национального проекта в области образования, с которым есть определенная связь у проекта «Активная школа».

Активная школа - это школа, осознающая свою гражданскую миссию и общественную ценность образования, заинтересованная в его и собственном развитии, действует вместе с местным сообществом и обществом в целом.

По словам Наталии Воскресенской, активная школа, ее развитие помогает участию в национальном проекте. Здесь наблюдается немало общего. «Мы разрабатывали критерии активной школы. И в национальном проекте тоже разработаны критерии отбора лучших школ». Люди, представители сообщества, хотят влиять на принимаемые решения в области образования.

Это одна из ведущих современных тенденций развития образования как в нашей стране, так и во всем мире. Надо изучать запросы общества, местного сообщества, общества в целом.

Слушатели разделились на пять групп. Каждая из которых представляла детей, родителей, учителей, социум, администрацию. Группы методом мозгового штурма формулировали ожидания, требования, предъявленные к школе.

Школа в представлении детей: добрые, справедливые учителя, краткие, ясные учебники, минимум домашних заданий, возможность выбора предметов, больше кружков и секций, демократическое отношение учителей, пятидневка, комфортная, красивая школа, отсутствие школьной формы.

Школа в представлении родителей: забота о здоровье детей, хорошие знания и умения, необходимые для жизни, хороший психологический климат, комфортные условия учебы и отдыха, забота о нравственном воспитании, защита и соблюдение прав ребенка.

Ожидания администрации: востребованность образования, привлекательность программы, стабильное финансирование, хорошие кадры, безопасность школы, хороший имидж.

Ведущие секции посоветовали слушателям провести подобное занятие с родителями.