Москва, несмотря на традиционно предвзятое отношение к участникам жюри всех учительских и школьных конкурсов, все же доказала: ее система образования - самая сильная и самая современная! Поздравляли школу Рачевского председатель Комитета Госдумы РФ по науке и образованию Николай Булаев и ректор Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин. На торжественной церемонии награждения в Кремлевском дворце присутствовали: первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, руководитель Департамента образования Любовь Кезина, начальники окружных управлений образования, победители конкурса инновационных школ и лучшие учителя, победившие в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование», ректоры городских педагогических вузов.

Победа Ефима Рачевского и его команды была не только убедительной, она была ошеломляющей. В этой школе есть все, что только возможно иметь сегодня. Но если какие-то элементы, типа управляющего совета или индивидуального учебного плана, какая-то школа может завести у себя, то выстроить такую же систему образования, воспитания, взаимоотношений педагогов, родителей и учеников, как в 548-й, ей будет безумно сложно. Сам Рачевский шел к ней годами, по кирпичику выстраивая ту модель, которая сегодня стала действующей, вошедшей в педагогическую практику.

На последнем туре конкурса «Лучшие школы России-2006» участникам нужно было представить проект воспитательной работы. Все шли разными дорогами. Еще у одной московской школы - гимназии №1520 имени Капцовых, вошедшей в десятку финалистов, все было построено на создании новой интернет-сети, в которой бы учащиеся гимназии, Москвы, регионов России могли бы общаться, обмениваться информацией. Другие участники предлагали проект в рамках гражданского образования (Хакасия), в рамках сотворчества в одном учебном заведении (Воркута, Ростов-на-Дону, Железногорск, Брянск), в рамках сельского социума (Караваево Костромской области). Проекты были разные и предполагаемое исполнение тоже разным. На этом фоне проект Рачевского и его педагогического коллектива был, с одной стороны, сильно привязан к школе, с другой стороны, к окружающему школу социуму. Он называется «Имею право!» и основан на отстаивании законных прав ребенка. В основе проекта как обучение учащихся основам законодательства о правах гражданина в обществе и государстве, так и создание в школе грамотной системы защиты прав. Причем не только учащихся, но и педагогов. В школе вот уже несколько лет работает омбудсмен, родители-юристы не только помогают ему в ведении непростых переговоров с властью в тех случаях, когда, скажем, нарушаются права ребенка на жилье, на оказание социальной поддержки и так далее, но и бесплатно ведут в школе прием родителей и учеников, дают им советы, проводят консультации по всем вопросам, которые требуют применения тех или иных законодательных норм. Все это в школе уже есть, но в проекте, представленном 548-й, намечена работа по развитию этой деятельности в дальнейшем. Этот проект основан на реальной практической деятельности и устремлен в будущее, что чрезвычайно важно, ведь центр образования №548 победил в еще одном конкурсе - московском - «Строим школу будущего» и будет участвовать в эксперименте по отработке такой школы с 1 января 2007 года.