Можно сказать, что сегодня в Москве начинается новый этап развития соуправления на всех уровнях образовательного пространства. Сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса, организация совместной работы, школьно-семейное проектирование в Юго-Западном и других учебных округах столицы становится реальностью. Родительские комитеты участвуют в разработке программ развития образовательных учреждений, заседаниях педагогических советов, решении многих проблем школьной жизни.

Откуда такая активность? А к ней родителей подталкивают те изменения, которые идут в московской системе образования в целом. Одна за другой появляются и реализуются новые столичные программы развития образования, ставятся все новые и новые задачи повышения качества обучения, все в большей степени требуется соуправление, в котором активно должно участвовать общество, не случайно Департамент образования Москвы настраивает школы на создание попечительских, управляющих советов, развивается ученическое самоуправление, возникают новые формы сотрудничества учеников, учителей и родителей в интересах повышения качества образования. Все это ориентирует родителей на освоение основ целевого управления, постановку и достижение в образовательном учреждении перспективной и ближайшей цели развития.

Родители все чаще стали спрашивать: «А куда идет школа, на вывеске указан лишь профиль, а какова цель ее развития, чего она хочет достичь?». Такие вопросы закономерны, ведь по сию пору частенько школа становится гимназией, лицеем или выстраивает программы углубленного изучения тех или иных предметов по воле педагогических коллективов. Да и программы развития школы часто находятся в ящиках учительских столов, а не на школьных стендах, где с ними могли бы познакомиться родители. А ведь именно они сегодня самые заинтересованные люди, те самые люди, которые могут стать полноправными и активными партнерами образовательного учреждения. Пока от них хотят только одного - материальной помощи, но, как говорится, не деньгами едиными силен родитель, но и своим опытом, знаниями, энергией, общественной активностью и многим другим, что и ему самому помогает быть успешным в жизни. Если сделать его информированным, то станет понятным, чем, как надо помогать образовательному учреждению. Тогда и сбор денег, которые, конечно, нужны сегодня каждой школе на те или иные нужды, станет сознательным вложением родительских средств в развитие школы. В самом деле, ведь когда мы говорим, что бизнес должен вкладывать средства в образование, у бизнесменов всегда возникает вопрос, а на что пойдут эти деньги, какова цель, которую необходимо при этом достичь. Социальное партнерство предполагает, что партнеры знают, во имя чего они начинают сотрудничество.

Родители тоже могут рассматриваться обществом как социальные партнеры образовательных учреждений. Следовательно, по законам целевого управления должна вырабатываться только одна приоритетная цель внутреннего развития в школе, которая объединит весь коллектив, на достижении которой будут сконцентрированы наибольшие усилия. С этой общешкольной целью должны быть согласованы цели развития класса, индивидуальные цели учащихся, учителей и родителей. При таком подходе появляются более высокие результаты, а также развивается школьно-семейное проектирование.

Но, наверное, самое трудное дело - сформулировать свою цель развития, которая бы сочеталась с общественными интересами. Человек ведь часто хочет все сразу и много, этого же, как правило, хочет и школа. Множество целей создает целевой хаос, поскольку они тянут за собой множество мероприятий, в которых школа просто утопает. Не секрет, многие управленцы и директора нередко участвуют в двух-трех мероприятиях в день, от них требуют отчетов по многим направлениям работы, и везде школа должна выглядеть если не лидером, то уж точно успешно работающим учреждением. Управленцы и педагоги уже не выдерживают таких нагрузок, а сколько новых мероприятий их ждет перед грядущими выборами, ведь и тут школы, как правило, выполняют значительную работу. Все ведомства хотят работать лучше и доложить об этом руководству города, которое ставит задачу решения проблем межведомственных отношений. Подчас обо всем вышестоящие организации судят по качеству представленных отчетов, им тоже некогда познакомиться с реальной жизнью в реальных школах, с них тоже требуют отчеты. Так и выстраивается отчетная вертикаль, которая при всех призывах к успешности имеет малое отношение к воспитанию успешного ученика.

Правительство Москвы объявило 2007 год Годом ребенка, уже разработан хороший план, в котором немало целей и задач. Но у нас возникает вопрос: на чем мы, родители, смогли бы сосредоточить свои усилия, в чем помочь школам, где учатся наши дети?

Практика работы позволяет выделить как главные для родительского сообщества такие вопросы, как уважение к личности ребенка, его занятости (ведь хорошо известно: занятые дети лучше учатся и не творят безобразий). А еще мы хотели бы внушить детям, что они сами с малолетства должны отвечать за свою учебу, здоровье, развитие своих способностей и талантов.

Если сегодня спросить детей, кто отвечает за учебу, можно услышать в ответ, что это учителя и родители. За их здоровье, по мнению детей, несут ответственность врачи, родители и учителя. Но на вопрос, за что они лично отвечают дома и в школе, какие у них заботы, как правило, ответов нет. Но безответственные дети потом превращаются в безответственных родителей и работников, из-за безответственности потом распадаются семьи и появляются обездоленные дети.

Исходя из накопленного опыта работы московских школ, ясно, что по-настоящему привлечь актив учащихся и родителей к соуправлению качеством образования можно, выделив на начальном этапе реализации программы «Столичное образование-4» одну приоритетную цель - формирование проектно-деловой ученической культуры, а значит, и культуры здорового образа жизни.

От этой деловой ученической культуры, от владения общеучебными умениями и навыками сегодня зависит уровень познания и состояние здоровья детей. Качество товарной продукции и услуг в стране также зависит от деловых ученических качеств. Именно на решение этой проблемы и направлено школьно-семейное проектирование.

Сегодня всем нам - и учащимся с раннего возраста, и учителям, и родителям, и сотрудникам других департаментов и отраслей - надо работать над повышением своего профессионального уровня. При желании каждому найдется что делать в школьно-семейных проектах. Но чтобы сформировать хотя бы один общеучебный навык, потребуется в течение месяца, а то и большего количества времени, ежедневно его тренировать, а потом также ежедневно его совершенствовать, иначе этот навык исчезнет. Так происходит, скажем, с иностранным языком: ты его учишь, но без употребления он забывается. В работе по формированию и закреплению общеучебного навыка без помощи родителей одни учителя не справятся.

Приведу один пример, имеющий значение для развития образования. В компьютерах ныне находится такая масса информации, что с ней уже нельзя работать со скоростью 180-250 слов в минуту. Некоторые дети стихийно увеличивают скорость чтения и понимание текста в 3-4 раза. Родители могут помочь своим детям овладеть более эффективными приемами чтения, ведь сегодня более успешен тот, кто лучше информирован, поэтому от помощи ребенку зависят его будущая успешность в жизни и, между прочим, зарплата. Кроме того, дети - и капитал, и источник финансирования родителей в старости.

Нам надо почаще говорить родителям, что они первые ответственные за образование своих детей, что они не должны сдавать детей в школу, как в камеру хранения, что они обязаны создавать условия для их учебы и жизни. Мы видим, как, участвуя в общих делах и в проектах, родители плодотворно влияют на школьный процесс, как у них улучшаются отношения с детьми.

Семь лет назад в ходе создания классов на открытом воздухе, когда коллектив одного класса - учащиеся, учителя и родители - управлял процессом создания классов на открытом воздухе, зародилась класс-проектная технология. Позже возникла уже новая технология классно-семейного проектирования. Начинали с произведения Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», и начало было трудным. Родительский комитет класса и учителя говорили, что родители пассивны и не будут участвовать в реализации проекта вместе с детьми. Но через месяц почти все родители в той или иной степени вместе со своими детьми участвовали в проекте, изучали украинскую кухню, украинские национальные костюмы, историю и литературу, театральное и киноискусство, слушали украинскую музыку. В результате подведение итогов выполнения конкурса превратилось в школьно-семейный праздник. Кстати, в изготовление украинской одежды, в приготовление борщей (по рецептам, которые собрали дети и родители) и галушек, проведение экскурсий, в собрание музыкальных записей, проведение вечеров и кинопросмотров родители вложили свыше 15 тысяч рублей и сделали это не потому, что их кто-то заставлял, а потому, что сами посчитали это необходимым.

Теперь в Москве есть немало школ, где каждый класс имеет свою проектную тему, и родителей спрашивают: «А как вы участвуете в класс-проекте или учебной теме-проекте?». И те же родители, которые еще недавно имели исключительно потребительский настрой, которые раньше ходили и смотрели, как работают учителя и директор, только критиковали их, теперь поддерживают работу школы и активно в ней участвуют. Материальное положение у всех семей может быть разным, а вот заинтересованность в успешной работе школы должна быть одинаково высокой.

Уже стало заметно, как умирает технология базовых округов школ, как появляется новая технология ведущих округов и школ. Тот, кто силен в той или иной сфере, направлении, проблематике, тот и распространяет сам свои наработки в образовательном пространстве города и при этом становится еще сильнее. За счет этого более активно стало развиваться межокружное и межшкольное взаимодействие.

В Юго-Западном округе на «Ярмарку идей» уже представляются проекты из других округов Москвы и регионов страны, получило большое развитие экологическое и школьно-семейное проектирование.

При участии городских центров образования и школ городского подчинения стала формироваться сеть детско-взрослых проектных сообществ по туристическому, журналистскому, экологическому, информационно-компьютерному и другим направлениям. Совместно с московской «Учительской газетой» создан городской ученическо-учительско-родительский пресс-центр. На повестке дня выстраивание более активного участия студентов городских педагогических вузов в кураторстве школьными детско-взрослыми проектными объединениями, которое бы засчитывалось им как выполнение курсовых и учебных заданий.

Мы хотели бы, чтобы была реализована идея Департамента образования о проведении на ВВЦ ярмарки-выставки социальных проектов городского значения, которые бы система образования не дарила, а продавала городу за большие деньги. Если мы все вместе умные, то не гоже нам нуждаться в средствах для развития нашей городской системы образования.

Владимир ИЗВЕКОВ, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности