Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение должно развивать самостоятельное, критическое и творческое мышление. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности и адекватно сформулированные цели, методы и средства обучения. Если подходить к образованию с этих позиций, то естественен вывод, что информационное обеспечение системы школьного образования не может и не должно ограничиваться такими источниками, как учитель, учебник, учебные и справочные пособия.

Образование в начальной школе - база, фундамент всего последующего обучения. Традиционно начальная школа всегда воспринималась как ступень образования, обучающая ребенка умениям чтения, письма и арифметического счета. Степень овладения этими умениями, грамотность человека, считается одним из базовых показателей социокультурного развития населения. Но начиная со второй половины ХХ века с ростом общественных требований к развитию индивида понятие грамотности существенно расширилось - от элементарных умений читать, писать и считать к владению комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (так называемая функциональная грамотность). Информатизация современного общества привносит новые технологии и новые способы деятельности, которые подразумевают развитие у человека новой грамотности - комплекса умений и навыков поиска необходимой информации, ее обработки, представления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.

Начальная школа призвана развить и укрепить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, сформированные в начальной школе, реализуются впоследствии на всех ступенях образования, углубляясь и расширяясь. Вот некоторые из них:

умение самостоятельно работать с информацией (искать, анализировать, обрабатывать, представлять другим людям);

умение решать новую задачу (а не только работать по образцу, показанному учителем);

умение планировать свою собственную деятельность и деятельность других, работать и эффективно общаться в группе;

умение применить полученное знание на практике;

умение учиться и др.

От уровня их развития зависит успешность дальнейшего обучения в основной школе. Помочь развитию этих умений, а также приобретению младшим школьником ИКТ-компетентности к началу основной школы поможет активное внедрение в образовательный процесс цифровых инструментов и ресурсов.

Начальная школа будущего должна обеспечивать приобретение учеником новой грамотности, подразумевающей освоение языковой, числовой, алгоритмической, пространственной, графической, видео-, гипермедийной, ораторски-презентационной грамотности одновременно с взаимной поддержкой и с учетом индивидуальных потребностей ребенка, компенсацией. Широкое использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы - одно из необходимых условий, обеспечивающих приобретение новой грамотности младшим школьником.

Нынешнему ученику младших классов, будущему выпускнику 2010-х, предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные технологии, широкая ИКТ-компетентность будут во многом определять его профессиональные и личные (жизненные) успехи.

Существенным моментом функционирования начальной школы будущего станет информированность всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, «прозрачность» школы. Современные ИКТ способны эффективно решить эту задачу.

Но в то же время очень важно сохранить в начальной школе уклад, в котором использование современных ИКТ-инструментов и средств не разрушает личностного взаимодействия всех участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей - и не вредит здоровью школьников, членов их семей, преподавателей.

Зеленоградская начальная школа №1701 - школа здоровья относится к образовательным учреждениям, которые иногда называют «маленькими», или мини-школами. Эта школа размещается в помещении типового детского сада, число учащихся не превышает 250 человек. Открыта в 1992 году.

Здание школы расположено в центре небольшого жилого массива, и большинство учащихся живут в близлежащих домах. Часто бывает так, что дети знакомятся друг с другом на прогулках, еще сидя в колясках или играя в песочницах, посещают одну группу детского сада, постоянно встречаются на спортивных площадках микрорайона. Родители знают друг друга по имени и в лицо. Кроме того, в микрорайоне живут семьи, которые воспитывают по трое и более детей. Поэтому случается так, что школа сотрудничает с некоторыми семьями на протяжении всех десяти лет своего существования. Многие сотрудники живут рядом со школой и долгое время работают в ее стенах.

Все это повлияло на создание своеобразного, можно сказать «семейного», микроклимата внутри школы. Такая обстановка внутри учебного учреждения помогает ребятам легче адаптироваться к условиям школьной жизни, преподавателям лучше понимать своих учеников и эффективно сотрудничать с их родителями.

Начиная свою работу в составе городской экспериментальной площадки «Развивающая среда начальной школы» в 2001 году, педагогический коллектив понимал, что модернизация информационного пространства школы - одно из важнейших направлений при отработке модели образовательного учреждения нового времени. Какой должна быть структура информационного пространства, как «вписать» в жизнь школы новые ИКТ-инструменты, каким содержанием наполнить новые учебные курсы и дополнить уже существующие с учетом изменившихся условий, как организовать приобретение педагогами ИКТ-компетентности? Эти вопросы остаются актуальными для творческого педагогического коллектива школы.

Следует особо отметить, что начальная школа №1701 расположена в Зеленограде - одном из наиболее информатизированных округов Москвы и центре развития микроэлектроники в России. ИКТ-компетентность выпускников, прозрачность образовательного процесса - одни из пунктов родительского запроса к школе.

На настоящий момент следует отметить, что уровень ИКТ-компетентности выпускников школы №1701, окончивших 4-й класс, достаточно высок. Благодаря введению с 2001 года курса «Информатика и ИКТ» как обязательного для всех учащихся с 1 по 4-й класс, активному включению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, организации преподавания курса дополнительного образования «Проектная и исследовательская деятельность с применением ИКТ», деятельности учителей и специалистов по использованию ИКТ в своей работе наши выпускники умеют не только грамотно использовать ИКТ в своей учебе, но отличаются высоким уровнем коммуникативной компетентности, способностью самостоятельно организовать свою продуктивную деятельность.

Найти нужную информацию в сети «Интернет», сделать фильм (написать сценарий, снять цифровой видеокамерой, сделать монтаж, озвучить, представить публике), оформить тематическую подборку фотографий (снять цифровой фотокамерой, обработать изображения, выстроить видеоряд, представить публике), написать гипермедиасочинение (сочинить, написать и отредактировать текст, проиллюстрировать, озвучить, представить публике), оформить результаты своего проекта или исследования с адекватным использованием ИКТ - далеко не весь список умений наших выпускников.

Ученики школы неоднократно выступали с проектными и исследовательскими работами, выполненными с применением ИКТ на открытых мероприятиях различного уровня, и были отмечены призовыми местами.

Следует отметить, что школа №1701 имеет богатый опыт работы по направлению сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Я считаю, что необходима разработка прототипа школы информатизации, учитывающей специфику начальной школы и опыт работы в этом направлении на базе ГОУ НШ №1701 - школы здоровья Зеленограда. В такой школе должна вестись работа по созданию ИКТ-насыщенной среды, обеспечивающей:

широту и доступность пользования средствами ИКТ и информационными источниками для участников образовательного процесса;

ИКТ-компетентность участников образовательного процесса;

ведение образовательной деятельности на основе ИКТ;

управление образовательным процессом на основе ИКТ;

информированность всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах.

Создание таких условий в начальной школе поможет обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, интеграцию предметного содержания в начальной школе на основе ИКТ, более эффективное и плодотворное участие родительского сообщества в образовательном процессе.

Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды позволит создать предпосылки для формирования потребности младшего школьника к учению и самостоятельному конструированию своих знаний.

Для создания ИКТ-насыщенной образовательной среды в начальной школе необходимо искать решение ряда проблем и организовывать деятельность по следующим направлениям:

- единство и доступность системы поддержки образовательного процесса для всех участников (локальная сеть, сайт школы, электронный документооборот, хранилище цифровых ресурсов, портфолио учителей и учащихся);

- ИКТ-компетентность педагогических, административных и технических работников, ИКТ-специалистов, работающих в начальной школе;

- необходимая техническая оснащенность, обслуживание, ремонт и модернизация оборудования, консультирование пользователей;

- создание учебно-методического пакета материалов - учебные планы, разработка образовательных программ на основе применения ИКТ, методических пособий и рекомендаций;

- нормативная база по всем направлениям. Разработка внутришкольной системы документов, регламентирующих функционирование всех участников образовательного процесса в новых условиях;

- сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. Индивидуальный мониторинг здоровья младших школьников.

Анна СТРЕБКОВА, директор начальной школы №1701 - школы здоровья