Если мы действительно хотим подойти к компетентностно-ориентированному образованию, то мы должны изменить и его основное содержание. Мы предлагаем, чтобы основным содержанием образования в школе будущего стали бы универсальные умения и способы деятельности.

При этом под универсальными умениями понимается не столько строго технологизированный способ действия, которым пользуются все люди в любой культуре, но прежде всего такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразованиях как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности. При этом выращивание такого способа с учетом своей индивидуальности производит сам ребенок, задача же педагога - создать условия для выращивания и осознания детьми своего способа и возможных границ его применения. Именно поэтому мы и говорим о личностно окрашенных универсальных умениях.

Что касается условий достижения поставленных задач, то таковыми выступают, во-первых, гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни, который выражается в особом устройстве школы как действующей модели гражданского общества и который должен содействовать обретению ребенком опыта:

демократического поведения;

правового решения возникающих в сообществах людей проблем и конфликтов;

сотрудничества с другими людьми на основе взаимного уважения, толерантности, готовности к диалогу;

выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них.

Следующим условием выступает пространственная организация школьной жизни, понимаемая как совокупность различных образовательных пространств, в которых ребенок образуется свободно, создает вместе с другими учащимися и учителями нормы и правила, регулирующие эти пространства. В той модели школы, которую мы представляем, образовательные пространства включены в систему целостной жизнедеятельности школы и являются необходимым и неизбежным условием для свободного, личностно-ориентированного развития каждого ребенка. В перечень таких пространств, кроме традиционного учебного, должны входить, с нашей точки зрения, художественно-творческое, игровое, правовое, информационное, спортивно-туристическое, пространство физической культуры, трудовой и социальной практики.

Третьим условием выступает организация школы будущего как школы полного дня. При этом в отличие от традиционной системы ГПД, самостоятельной по отношению к учебной части дня, полный день - это организация целостной жизнедеятельности в течение всего школьного дня, которая должна быть гибкой, изменчивой и вариативной.

Все эти условия позволяют простроить такой образовательный процесс, при котором ученик - не объект педагогических воздействий, а субъект своего образования. Под субъектом образования мы понимаем ребенка, который не только «присваивает» содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, сам регулирует свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности, имеет желание и возможность регулировать образовательный процесс на учебных занятиях в своем классе, в школе в целом.

Для этого должны быть созданы условия, позволяющие ребенку участвовать в определении целей как своего образования в целом, так и отдельных образовательных этапов. Необходимо обеспечить ему возможность обретения опыта выбора форм, способов работы, тем, темпов, видов отчетности и всех других условий образовательного процесса. Особое внимание должно быть уделено участию детей в определении критериев оценивания их деятельности и достигнутых ими успехов.

В школе будущего субъектность учащихся должна дать им возможность двигаться в направлении осознания собственного образа, собственных жизненных и образовательных целей и позволить им выстраивать собственное образование на основе индивидуальных образовательных траекторий.

Александр Тубельский, директор «Школы самоопределения»