- это школа, где успешным ребенок может стать в условиях образовательной среды, которая обеспечивает соблюдение его прав, создает ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся при их неизменно высоком уровне предметных знаний и сформированном адаптивном ресурсе владения способами коммуникации, деятельности, рефлексии, применении полученных знаний и умений в жизненных ситуациях;

- это школа, где качество образования выражается в достижении высокого уровня знаний, умений и навыков, а также в приобретении компетентностей, обеспечивающих его конкурентоспособность в процессе дальнейшего образования и профессиональной деятельности;

- это школа, где должно быть обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение устойчивого функционального состояния организма, высокого уровня работоспособности школьников. Где должна быть создана образовательная среда, в которой создаются такие условия, при которых ребенок может осознать ценность своего здоровья, овладеть способами его сохранения и научиться способам саморегуляции, которые позволят ему сохранить и развить здоровье;

- это школа, в которой дети смогут научиться осуществлять осознанный и ответственный, осмысленный выбор любой профессии, дела, которым будет заниматься в жизни;

- это школа, где создаются условия для развития личности индивидуальной, творческой, знающей культуру, экономику, право, менталитет стран мира, где учащийся умеет соотносить свои цели с целями других, использовать различные ресурсы для достижения своих целей;

- это школа, где формируются информационная культура и медиакомпетентность как у учащихся, так и педагогов, где педагог знает, а ребенок может научиться способам и технологиям обеспечения своей информационно-психологической безопасности.

Реализация идей «Школы будущего» может быть осуществлена через проекты.

Проект «Лаборатория технологии успеха»

Деятельность лаборатории направлена на развитие личных способностей и приобретение знаний, умений и навыков для эффективного продвижения к собственному успеху.

В технологию формирования успеха включены следующие компоненты: умение правильно поставить цель, оценить ресурсы, выстроить этапы для достижения цели и алгоритм действий; формирование технологической, информационной, социальной и коммуникативной компетентностей, готовность к постоянному самообразованию в течение всей жизни, готовность делать осознанный и ответственный выбор.

Работа лаборатории включает в себя начальную диагностику уровня личностного развития учащихся, составление индивидуальной прогностической модели развития, обучение предстоящей деятельности в условиях «полного погружения» с использованием игровых и тренинговых методик, индивидуальную и коллективную рефлексию, деловые игры, использование системы «Центр школьных проектов», клубной деятельности и включение учащихся в систему ученического самоуправления по реализации проектов и программ, которая позволяет занимать активную ролевую позицию, становиться носителями определенных социальных ролей и быть ответственными за результаты своей деятельности.

Проект «Формирование здоровьесберегающей среды школы»

Основополагающая идея - создание среды, в которой образование ребенка происходит вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

Отличительная особенность стратегии здоровьесберегающего образования - формирование мотивации на здоровье и поведенческих навыков здорового образа жизни у учителя и ребенка.

Необходимое условие развития здоровьесберегающей среды школы - полифункциональная модель.

Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласующихся основных компонентов: правового, диагностического, собственно педагогического, культурологического, физкультурно-оздоровительного, профилактического, гигиенического, коррекционного, реабилитационного. Компоненты модели наполняются следующим содержанием:

- правовой компонент предполагает организацию образовательного процесса с соблюдением прав учащегося и учителя, программы по правовому воспитанию учащихся «Здоровье ребенка - его право», технологии организации проектной деятельности «Право ребенка на качественное образование»;

- диагностический компонент включает постоянный мониторинг состояния здоровья; методики для обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе; технологии, позволяющие организовать самомониторинг здоровья ученика, учителя, то есть самостоятельное оценивание соматического статуса и определение причин своих заболеваний; диагностические и организационные процедуры, позволяющие осуществлять комплексную медико-психолого-социальную диагностику состояния здоровья учащихся и учителей, динамику развития ребенка;

- собственно педагогический компонент представляет образовательный процесс, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты; условия, при которых образование ребенка происходит вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника; здоровьесберегающий учебный план, в котором реализуются все необходимые условия вариативного образования в рамках одной школы, сориентированный на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого ученика, обеспечивающий здоровьесберегающий компонент на всех этапах обучения и развития ребенка; здоровьесберегающие технологии; программы формирования мотивации учителя и удержание его в исследовательской позиции, установление его продуктивного взаимодействия со специалистами других наук, связанных со здоровьем школьника (медики, психологи, логопеды, физиологи и пр.); психологическое сопровождение ученика и учителя в образовательном процессе; условия создания ситуации успеха для ученика и учителя;

- культурологический компонент предполагает систему мероприятий для формирования здорового образа жизни школьника; технологии по управлению развитием и сохранением здоровья, включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность и формирование личностных траекторий здоровья; методики по формированию ценности здоровья и воспитания культуры здоровья через содержание учебного материала; деятельность, которая способствует формированию у школьников здорового образа жизни через организацию проектной деятельности по вопросам здоровья, созданию детских творческих лабораторий (театр «Здоровье», «Юные учителя здоровья», «Клуб психологов» и пр.);

- физкультурно-оздоровительный компонент включает технологии проведения оздоровительных мероприятий в образовательном процессе школы, программу «Мудрое движение» и др.;

- профилактический компонент - это создание технологии по формированию доминанты здоровья через проведение профилактических мероприятий (кислородный коктейль, ЛФК, фитнес, дыхательная гимнастика, глазная гимнастика и др.);

- гигиенический компонент предполагает гибкую организацию учебно-воспитательного процесса, учитывающего динамику развития детей, их психофизические возможности, способности, склонности, индивидуальные половозрастные особенности; это методики по оценке нормирования домашнего задания;

- коррекционный и реабилитационный компоненты включают условия, при которых обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой; эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям каждого школьника; методики по выработке умений для саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.

Проект «Научная лаборатория «Экспериментариум»

В рамках проекта предполагается создание интегративной модели основного и дополнительного естественно-научного образования, в рамках которой формируется открытая образовательная среда для всех учащихся и обеспечивается свободный доступ к ее объектам. Объектами этой среды являются действующие модели, созданные руками учащихся, родителей и педагогов и представленные на выставке интерактивных моделей увлекательных наук.

Уже в этом учебном году запланировано создание действующих макетов по следующим темам: «Механизмы Леонардо да Винчи», «Экология водных ресурсов города» с использованием технологий действующей лаборатории робототехники и пр.

Проект «Информационная культура и медиакомпетентность»

Проект предполагает:

развитие медиакомпетентности учащихся, учителей и родителей;

объединение учащихся, учителей и родителей в детско-взрослое сетевое сообщество;

пополнение содержания образовательного междисциплинарного школьного сайта;

формирование критической компетенции (внедрение технологии информационно-психологической безопасности).

Проект «Управление качеством образования»

Общественно-государственный характер управления школой предполагает объединение интересов и возможностей администрации школы, органов детского самоуправления, родителей, государственных и общественных организаций, профессиональных объединений и коммерческих структур. Такое объединение усилий наиболее эффективно реализуется в условиях проектно-матричной структуры управления, где происходит усиление горизонтальных связей в управлении, а оценка качества образования передана самим участникам образовательного процесса. Для поддержания эффективного состояния образовательной среды необходимо организовать систему мониторинго-индикаторской службы: для определения состояния образовательной среды мониторинг проводят специалисты (педагоги, социологи, психологи, гигиенисты, врачи и пр.), а индикаторская служба - это скрининг-диагностика состояния образовательной среды, которую оценивают родители, учащиеся, социум.

На сегодняшний день разработано и апробировано содержание технологии управления для всех участников процесса, разработана поэтапная система управления мотивацией учителей, обеспечивающих образовательную среду от информированности учителя о состоянии среды, повышения его профессиональной компетентности до включения учителей в творческий поиск и реализацию образовательных технологий, оценку эффективности их применения.

Наталья ТВЕРСКАЯ, директор ЦО №345