Школа будущего неизбежно будет погружена в информационное пространство.

Информационные технологии, пронизывая всю учебную деятельность, уже сегодня позволяют осуществить индивидуализацию учебного процесса и обеспечить продвижение ученика по личностной образовательной траектории. Оценить это продвижение качественно и целостно поможет электронное портфолио ученика.

Школа информационной культуры предполагает изменение роли и учителя, и ученика.

Учитель - мастер, соавтор развития и совершенствования ребенка.

Ученик - активный исследователь, самостоятельно работающий над решением учебной задачи, широко использующий информационные технологии для получения необходимых знаний.

Основа для мотивации в школе будущего - совместное творчество, при котором взаимно обучаются и совершенствуются и учитель, и ученик.

Совершенствуются и методики обучения, и методики управления. Пример из нашей практики - работа над гипермедиасочинением: ученик работает дома над текстом сочинения, в электронном виде передает его учителю, а далее шлифует его вместе с учителем. Все варианты хранятся в памяти файл-сервера.

Основной формой становится работа творческих мастерских мыследеятельностных практик.

Вводятся практические мини-экспедиции для изучения естественно-научных дисциплин; мобильность этих экспедиций обеспечивают микролаборатории, школьная обсерватория, городской или окружной музей занимательной науки.

Школа будущего меняет формы организации учебно-воспитательного процесса - отходит на второй план классно-урочная система.

Работа над ученическими проектами охватывает всю школу, что эффективно формирует надпредметные, проектные и коммуникативные компетенции. Формы проектной деятельности меняются в зависимости от года обучения. И, что очень важно, на наш взгляд, и ребята и учителя получают социально значимый продукт: слайд-презентацию по теме, которую ученик изучил самостоятельно; музыкальный клип, основанный на ассоциациях, возникших при прослушивании классической музыки; учебный видеофильм или обучающий тест. А затем все эти работы используются в учебном процессе, принимают участие в конкурсах и демонстрируются не только нашим лицеистам, но и их родителям, учащимся и учителям других школ.

Социально значимые проекты распространяются на уровне школ округа и города через информационно-технологическое бюро социальных заказов в рамках Парка гуманитарных технологий. Так было с проектом по ОБЖ в 2005-2006 учебном году. Форма проекта - самодеятельная мультипликация.

Этот проект мы затеяли с ребятами 8-го класса. (В этой параллели у нас три класса - 56 учеников.) Ученики 8-го класса уже знакомы с основными функциями персонального компьютера, в 7-м классе они освоили Power Point, практически большинство из них имеют дома бытовые видеокамеры или цифровые фотоаппараты, таким образом, у них уже сформированы определенные навыки. Основной задачей учителей информатики на этом этапе стал показ возможностей системы МАС ОС и основных ее приложений. Но ведь мы говорим о надпредметных знаниях, то есть о знаниях, которые не замкнуты только на одном предмете или группе предметов (образовательной области), о том, что знания должны носить максимально прикладной характер. Таким образом, изучение приложений системы МАС ОС идет через выполнение проекта - самодельной мультипликации по основам безопасности жизнедеятельности.

Группа учителей из 10 человек, наиболее активных участников инновационной деятельности в нашем лицее, из которых три учителя информатики, три учителя физики, два учителя русского языка и литературы, учитель химии и учитель географии, проанализировали подбор тем по учебнику ОБЖ для 7-8-х классов и выбрали три группы: безопасность на дороге, безопасность в жилище, экологическая безопасность. Далее внутри каждого блока тем прошло дробление на более мелкие подтемы: правила перехода улицы, правила для велосипедистов, игра в мяч вблизи дороги, пожар в доме, затопление квартиры, засорение стоков, охрана водоемов и т.д.

Далее учитель-предметник становился куратором группы из 3-4 пар учащихся. Мы старались так определить кураторов, чтобы темы проектов соотносились с их основным предметом (для учителя химии и географии более близка экология, для учителя физики - вопросы, связанные с электробезопасностью, и т.п.).

Темы для учащихся определил жребий.

Для обдумывания темы и написания сценария учащимся отводилось три недели. На этот период были запланированы консультации с куратором:

Мозговой штурм по моделированию ситуации.

Главное - запустить механизм фантазирования, выдумывания. Роль учителя-куратора на этом этапе - смотивировать детей на такое выдумывание и чаще задавать вопросы «А что дальше?», «А что в это время происходит?» и т.п., то есть «раскручивать» фантазию. Никакой единой формы для оформления сценария мы не предлагали. Основным критерием было наличие сюжета (для детей более понятным был термин «сценка») и его развитие.

Вторая консультация у куратора - обсуждение окончательного варианта сценария мультфильма и основных правил поведения в опасной ситуации, возможностей их избежать.

Третью консультацию проводили только учителя информатики, так как именно на этом этапе предстояло показать основные приемы съемки.

В качестве действующих лиц будущей мультяшки мы предложили фигурки Лего-DACTA, а декорации ребята должны были придумать и выполнить сами. (Из 28 съемочных групп не было ни одного повтора декораций!)

Для самодельной мультипликации мы использовали цифровые камеры, соединенные с компьютером Macintosh (три площадки - три камеры, компьютеры - персональные ноутбуки).

Далее требовалось смонтировать мультфильм и вставить его в презентацию, на слайдах которой даются пояснения о возможных опасностях, возникающих в конкретных ситуациях, и правила, которым надо следовать. Все эти презентации будут являться страницами виртуального учебника ОБЖ.

При настройке презентации ребята должны наложить звук - музыкальный фрагмент, который будет сопровождать слайд-шоу и мультфильм.

И здесь опять неизведанная область: подбор музыки, выбор нужного фрагмента - все это навыки музыкального редактора, а наложение звука, его «нарезка» - это навыки звукорежиссера.

За один проект ребята получают навыки:

сценариста,

аниматора,

оператора,

звукорежиссера,

монтажера,

и большое удовольствие.

На завершающем этапе проходит защита проекта перед учащимися всего лицея. Каждая пара учеников представляет свою работу и отвечает на вопросы из зала. (Такая защита проходит для всех лицеистов вне зависимости от формы проекта.)

Именно работая в проекте, ученик понимает, какие и зачем он получает знания и как их можно применить.

Таким образом, если в учебной деятельности возникает необходимость решения задач с высокой степенью неопределенности и неоднозначности результата (что и является основой любого проекта), то только при совместном учебно-познавательном, творческом поиске учеников и учителей как единомышленников возможно более полное самовыражение участников и достижение положительного результата.

Один из методов формирования информационной культуры учащихся - работа школьных СМИ.

Школьная видеостудия и локальное телевидение приобщают учащихся на практике использовать СМИ в освещении учебной и внеучебной деятельности, а также личных достижений, что поднимает знания на новый качественный уровень.

Выпускник школы информационной культуры обладает инструментом учения, он - субъект открытого мирового образовательного пространства.

Мы считаем, что школа будущего - школа информационной культуры.

P.S.

Большая часть того, что изложено в данной статье, уже реализовано в лицее №1564, остальное будем создавать совместными усилиями.

Татьяна СМИРНОВА, директор лицея №1564