Воспитание - это прививка нравственности

Дмитрий Сергеевич - почетный член Российской академии образования. В самом этом факте уже отражено особое его значение для отечественной педагогики. Вместе с тем, как это ни парадоксально, педагогическое сообщество еще недостаточно хорошо знает Лихачева. Осмысление научного и нравственного наследия Дмитрия Сергеевича только начинается.

Дмитрий Лихачев - великий педагог-гуманист XX века, великий российский Учитель. Формально говоря, ученый не был учителем по основному месту работы, коим являлся Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом). В 50-е годы он немного преподавал в Госуниверситете, с 1992 года и до ухода из жизни сотрудничал с нашим университетом. Но, разумеется, не этими фактами определяется его вклад в образование. Что бы ни являлось предметом исследований ученого - древнерусская литература, Толстой, Достоевский, история Отечества, интеллектуальная топонимика Петербурга, сады Лицея, - за этим стоял интерес к взращиванию гуманистического начала, проблеме Человека. А ведь образование - это и есть взращивание, обучение и воспитание Человека.

Сегодня научный мир уже оставляет в прошлом неоправданно узкое представление об академике Лихачеве как «литературоведе и общественном деятеле». Приходит его признание в качестве выдающегося ученого и мыслителя, совершившего подлинный прорыв в понимании смысла жизнедеятельности человечества.

Дмитрий Лихачев предложил новый взгляд на историю. История в его прочтении - это не войны, захваты территорий, дворцовые перевороты, уничтожение народами друг друга, не череда сменяющих одна другую проблем экономического развития и даже не политическая хронология. Главное - развитие культуры как человеческого начала. Характерно, что академик вообще не видит в экономике и производстве «базиса», а в культуре - «надстройки», как это было принято совсем недавно в советской науке. Базис, основа основ, по Лихачеву, - это культура.

Развитие культуры на протяжении всей человеческой истории осуществляется через Хаос к Гармонии, через просветление высшего смысла, возрастание организованности культурных форм, увеличение сектора свободы, взращивание личностного, гуманистического начала. Это не поступательный процесс. Культура как бы «прорастает» через дикость. Происходит исторический отбор и развитие всего самого лучшего. А лучшее для Лихачева - в значительной степени синоним гуманного. В отличие от биологического естественного отбора (по Дарвину) отбор лучшего в культуре (по Лихачеву) протекает совсем по иным законам - как неуклонное взращивание гуманизма, высокой человечности, постепенно побеждающей дикое биологическое начало, пробивающейся сквозь толщу веков. В таком прочтении история человечества предстает Уроком, который должен быть донесен отечественной школой до подрастающих поколений.

Лихачев укрепляет весь фундамент современных позиций российской педагогики. К примеру, в первых же строках книги «Школа на Васильевском» читаем: «Главная цель средней школы - воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание - это в первую очередь прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. Но вторая цель, теснейшим образом связанная с развитием нравственного режима жизни, - развитие всех способностей человека и особенно тех, которые свойственны тому или иному индивидууму». Такой взгляд возвращает нас к лучшим традициям отечественной педагогики - как антитеза постмодернистским воззрениям, что школа и вуз якобы должны ограничиваться только снабжением юношества знаниями и умениями.

Дмитрий Сергеевич возвращает нас на новом качественном уровне и к пониманию образования как социального института культурной преемственности поколений. Источником нравственного воспитания человека является освоенная им гуманитарная культура, источником образования - культура в целом.

Особой заслугой Дмитрия Сергеевича Лихачева стало и переосмысление специфической роли социально-культурной среды в становлении личности. Роль идеалов, образцов, попадающих в индивидуальное пространство личности, состоит в том, что человек впитывает, вбирает то, что создано предками. Отношение к прошлому для Дмитрия Лихачева - критерий присутствия (или отсутствия) в человеке прекрасного, доброго. Память о прошлом, по Лихачеву, - один из способов взращивания Души.

Перечитывая Лихачева, невольно возвращаешься к мысли, что любые школьные уроки - по литературе и истории, географии и биологии, физике и математике - должны быть уроками отношения к миру, к природе, к ценностям культуры, к обществу. Но, может быть, главным результатом школьного образования надо считать способность человека различать добро и зло. Такие работы Дмитрия Сергеевича, как «Раздумья», «Письма о добром», «Я вспоминаю» и другие, могут быть элементами своего рода педагогической программы Лихачева по самовоспитанию юношества, вступающего во взрослую жизнь. Читая эти произведения, мы как бы присутствуем на уроке замечательного учителя. Уровень лихачевского монолога столь высок, что кажется, урок ведет сама Истина.

Высшим идеалом воспитания является для Дмитрия Сергеевича особый, в ряде отношений высший «продукт» мировой культуры, зародившийся и получивший развитие в России - интеллигенция. Согласно определению, выработанному в наших университетских дискуссиях при активном участии академика, интеллигент - это образованный человек с обостренным чувством совестливости, обладающий к тому же интеллектуальной независимостью «от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных». По Лихачеву, «совесть для интеллигента - рулевой его свободы» и «самое большое сопротивление злым идеям всегда оказывает личность». Дмитрий Сергеевич Лихачев сам стал персонифицированным символом, воплощающим традиционные для человечества ценности. А труды академика существенно обогатили педагогическую теорию и практику. Так что наследие Лихачева ждет своих исследователей.

Александр ЗАПЕСОЦКИЙ, член-корреспондент РАО, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ