Министерство труда и социального развития Омской области провело мониторинг региональной потребности организаций в молодых специалистах. В нем приняли участие 1400 организаций. Выяснилось, что у квалифицированных рабочих больше шансов на омском рынке труда, чем у специалистов с вузовскими дипломами. Наиболее востребованы водители, страховые агенты и электрогазосварщики. На четвертом месте стоят врачи. Инженеры вообще занимают десятое место - после электриков, охранников, слесарей-ремонтников, продавцов и рабочих по благоустройству. На последнем месте среди специалистов с высшим образованием - программисты. Исчезли с биржи труда предложения для педагогов.

Вакансии рабочих составляют 80 процентов рынка труда, но выпуск их сократился до 25 процентов в общем объеме молодых специалистов. Зато студентов вузов с каждым днем все больше - за последние десять лет прием увеличился почти в три раза. И большинство молодых дипломированных специалистов ежегодно официально признаются безработными. При этом многие промышленные предприятия Омска испытывают нехватку свежих сил. В конструкторском бюро «Полет» - крупного авиазавода - всерьез жалуются, что устали справлять полувековые юбилеи. Хочется уже поздравить коллегу с меньшим количеством прожитых лет. Причина тут проста: зарплату за серьезный творческий труд предлагают небогатую. Но есть и другая проблема: вузы никак не могут подстроиться под нужды промышленности. Специалистов по автоматике-бионике, к примеру, готовят только в Москве.

Ректоры омских вузов решили создать программу по обеспечению тесного взаимодействия системы образования и рынка труда. Сквозная система образования: НПО - СПО - вуз, по их мнению, должна сыграть положительную роль. Такую трехступенчатую систему начал реализовывать Омский государственный университет.

Но создание вертикально интегрированных комплексов - дело непростое. В Омском государственном университете путей сообщения столкнулись с такой проблемой: если техникум станет филиалом вуза, должно быть полное соответствие в программах. Пока на деле все иначе. В техникумах есть специальности, которых в вузах и быть не может, поскольку они относятся к среднему профессиональному образованию. Кроме того, критерии государственной аккредитации вузов усилены. Министерство образования настаивает на увеличении числа аспирантов в два раза. А бюджетных мест для аспирантов меньше, чем требует новая квота. Найдется ли необходимое число желающих и могущих оплатить обучение в аспирантуре - большой вопрос.

- Для нас сейчас актуален и другой вопрос - надо сохранить бюджетные места на так называемых непрофильных специальностях, - рассказывает Александр Володин, первый проректор по учебной работе ОмГУПС. - У железнодорожного транспорта своя специфика. Она отражается на таких специализациях, по которым грамотно подготовить специалиста может только транспортный вуз. Это надо учитывать, а не сокращать бюджетные места. Мировая экономика, например, имеет специализацию «Международные транспортные операции». Разве можно подготовить такого специалиста, не зная особенностей транспорта? «Информационно-телекоммуникационные системы железнодорожного транспорта» - это наша профильная специализация, но относится она к специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». Это заставляет министерство сомневаться в необходимости ее реализации в нашем вузе. Сегодня железнодорожники нам говорят: нужны не бакалавры и магистры, нужны специалисты! Но в 2008 году мы уже должны перейти на многоуровневую систему подготовки специалистов. Мы обращаемся с просьбой, чтобы нам при окончательном вступлении в Болонский процесс сохранили пятилетнюю подготовку по железнодорожным специальностям. Это даст возможность готовить профессионалов на том уровне, к которому мы привыкли. А этот уровень гораздо выше западного.

Омск