Рассчитывать на существенное повышение заработной платы за счет выявленных внутренних резервов в случае сокращения кадров, закрытия части школ, библиотек, сокращения койко-мест в больницах вряд ли приходится, поскольку в результате осуществления в последние годы программы Правительства РФ по оптимизации бюджетных расходов такие резервы во многих регионах уже исчерпаны. В свою очередь Министерство здравоохранения и социального развития РФ по непонятным нам причинам приостановило разработку систем оплаты труда по федеральным государственным учреждениям, активное участие в которой принимали представители нашей ассоциации, а ведь эти системы могли быть рекомендованы и субъектам РФ как возможные модели. Даже принятие постановления Правительства РФ по совершенствованию организации заработной платы федеральных государственных учреждений, проект которого содержит основные принципы и порядок разработки новой системы оплаты труда, притормозилось. Не рассматривается вопрос о разработке и утверждении базовых ставок и окладов, которые должны бы стать минимальными государственными гарантиями по оплате труда работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам и основой не только федеральных, но и региональных, муниципальных систем оплаты труда в бюджетной сфере. Как известно, Президент РФ поставил задачу увеличения за три года - к 2007 году - в 1,5 раза реальной зарплаты бюджетников. Если взять среднюю заработную плату по совокупности отраслей бюджетной сферы, то даже в случае выполнения поставленной задачи уровень оплаты труда по-прежнему будет более чем на треть ниже средней зарплаты в экономике.

Изменения федерального законодательства, вступившие в силу в 2003-2005 годах, предоставили субъектам РФ и муниципалитетам право формировать систему оплаты труда, при этом регулирующие полномочия в части установления базовых ставок и окладов, вопросы нормирования труда, а следовательно, и определение государственной политики в сфере оплаты труда Трудовой кодекс сохранил за федеральным центром. Но сегодня, не предприняв никаких мер в рамках действующего законодательства для того, чтобы обеспечить регулирующие функции, начинают стимулировать в субъектах РФ процесс разработки региональных систем оплаты труда в сфере образования, направленных на отмену ЕТС. Причем говорят: «Делайте это в основном за счет собственных ресурсов». Одновременно перед субъектами РФ ставится задача обеспечить повышение заработной платы работникам в бюджетных учреждениях. И это в условиях, когда в большинстве регионов, а тем более в муниципалитетах не хватает средств для выплаты заработной платы даже на установленном уровне, не говоря уже о значительном ее росте. Эта работа должна быть системной, но Минздравсоцразвития опаздывает, и это может привести к тому, что система оплаты труда в стране будет похожа на лоскутное одеяло. Этого нельзя допустить, если мы хотим сохранить единство России.