Я так думаю

Мы очень многое потеряли в 90-е годы, и, может быть, поэтому до сих пор не идут выпускники университетов на работу в школу, они неохотно (по разным причинам) едут на работу в село. Педагог чувствует себя личностью, не вписанной в рыночную экономику. Почему бы нам не добиться того, чтобы школьный учитель был приравнен по статусу к государственному служащему, как это происходит во многих странах? Учителя в этих странах с гордостью говорят о своей профессии, их нельзя уволить по капризу администратора, государство их поддерживает материально. Может быть, и нам поставить такую задачу, ведь Россия становится на ноги?! Сегодня принимают много законов, связанных с образованием. Специалисты Российского союза ректоров проводят их экспертизу, будь то закон о едином госэкзамене, об автономных учреждениях или другие законы. Если бы не принципиальная позиция Российского союза ректоров по закону об автономных учреждениях, этот закон в конце концов привел бы к ликвидации российской высшей школы. Если бы не осторожная позиция союза и моя лично (я это не скрываю) по поводу введения ЕГЭ, мы давно бы имели повсеместное усредненное тестирование, которое привело бы к потере талантливой молодежи для государства. Я несколько лет возглавляю Большое жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» и знаю мнение учителей, которые работают с талантливыми детьми. Зачем же мы будем их терять при поступлении в университеты?

Одна из самых острых проблем - сохранение вузовской автономии. Я знаю, что в 1905 году политические партии призвали народ на баррикады, они были возведены в основном на Манежной площади, в десятке метров от Московского университета. Но тогдашний ректор Московского университета не пустил студентов на баррикады, он сказал им: «Ваша главная задача - учиться и занять соответствующее положение в обществе!», он стоял за автономию университета и считал, что вуз должен быть самостоятельным в выборе позиции. Мне кажется, что сегодня вопрос об автономии вузов тоже очень важная проблема, которую нам нужно решить. Ведь лучше педагогического сообщества никто не знает, каким быть университету, той или иной школе, учебному заведению.

Великий Сухомлинский говорил, что, в сущности, воспитание в детстве - это воспитание сердцем. Все мы, учителя, профессора, должны воспитывать сердцем в самом широком понимании этого слова. А Ушинский говорил: главное в воспитании - личность воспитателя. Я рад, что в российском образовании воспитанием молодежи занимаются педагоги-личности.