На ступеньку выше сидит старшеклассник, класс, наверное, 10-й, и что-то оживленно обсуждает с другом. Видно, что он возбужден, но никаких жестов руками не делает, спокойно держит в руке портфель.

Перила заняты двумя девушками, 13-15 лет, а перед ними стоит парень в очках, аккуратно показывая что-то в ноутбуке.

- Вот здесь я думаю разместить стол.

- Ты что?! А свет?

Девушки хихикают, но слушают внимательно.

Еще несколько учеников с радостной улыбкой, раскрасневшиеся, влетают в холл, на ходу снимая куртки.

- Успеем, давай, тебе в какой? 45-й? А мне в 66-й.

Спешащие в кабинет ученики, повторяющие перед уроком домашнее задание, отличники, стайки девушек-подружек... Нет-нет, это настоящая школа. И всего в ней учится 36 человек.

Учеников набирают по разным критериям, например, нестандартное мышление, творческий потенциал, трудолюбие, экстраординарность, жажда новых знаний... Главное, чтобы в ученике сочетались несколько качеств и самое основное - присутствие желания учиться. В эту школу просто приглашают, а не заставляют сюда ходить. Ребята знают еще с 4-го класса, почему они здесь.

Сюда не попадут никогда «по блату», потому что здесь учатся одаренные дети, и только они смогут учиться в этой школе. Другие просто не смогут выдержать темпа и тяжелой нагрузки. Да и многим ли это надо? Простой ребенок в простой школе, лучший - в более сильной. Нужны не просто отличные оценки. Их может заработать любой, посидев внимательно на уроке, нужен талант.

Прозвенел звонок, и тоже не обычный, а какой-то удивительно знакомый. Нет, это не Лунная соната и не Арабский кофе... Это музыка, которую сочиняют дети сами, на уроках музыки или дома. Обычно они просто приносят ее учителю, а после с радостью меняют звонок каждую неделю на новый.

Прямо по коридору, потом налево, и затем третья дверь, кабинет 30. Тут сейчас учится уже знакомая нам девчушка, та, что сидела с распечаткой. Судя по обстановке комнаты, это урок истории. Девчушка рассказывает о чем-то преподавателю, они вместе смеются. Это занятие отличается от обычного не только тем, что ученица в классе одна, но и способом преподавания.

Учитель не объясняет тему, он рассуждает по теме, высказывает свое мнение, на что ученица корректирует свое собственное, если не учла всего прочитанного и узнанного ранее. Обычно высказывание преподавателя по теме в середине урока, а перед этим ученица рассказывает, из чего она сделала выводы и что может добавить к прочитанному дома. На этом уроке не читают и не закрепляют, на нем понимают. Ведь для того чтобы запомнить, нужно понять, и понять это самому, а не с помощью заученных правил и определений. В конце урока ученик пишет короткое эссе или составляет какую-то работу, чаще всего он не заканчивает ее на уроке, просто дописывает дома и отправляет по e-mail. Учителя и ученики с радостью общаются и вне школы, по интернету. Если учитель находит что-то полезное тому или другому ученику, он ему пишет. Домашнее задание - прочитать следующую тему, найти по ней материал, составить свое мнение. В этом и есть главное отличие одаренных детей, они могут понять материал без объяснений учителя, просто открыв сайт, где собрана информация об этом. Для обычного же ребенка понимание статьи усложнено, если перед этим ему не объяснили, что к чему.

Девчушка, кажется, не зря целую перемену потратила на изучение дополнительного материала, учитель остался ею более чем доволен.

Через две лестницы наверх, в кабинет директора. Сложно быть директором в таком интересном лицее.

«Дети подчас удивляют, а иногда и просто шокируют учителей. Феноменальная память, экстраординарное мышление, выдающиеся логические способности иногда сочетаются все в одном. Истинно утверждение, что талантливый человек талантлив во всем, главное - найти ключик, и дети начинают самовыражаться. Мы стараемся давать полную нагрузку для учеников. Может, это немного трудновато, но дети чувствуют себя счастливыми, общаясь с детьми такого же уровня. Ни в коем случае дети не перестают общаться со сверстниками, просто мы даем им возможность найти единомышленников и немножко больше выкладывать себя.

Мы учим детей выражать свои мысли красиво и ясно. Это дискуссии, презентации, дипломные работы, музыкальные произведения или картины, они развиваются во всех направлениях... Ребята сами выбирают свое, но мы можем им дать почувствовать себя в разных ролях. В таких ценных кадрах заинтересованы предприятия, они спонсируют лицей и оплачивают нашим детям высшее образование за границей. Ребенок в такой школе никогда не выберет чужое, дети самоопределяются уже в 10-11-м классе и после школы точно знают, что им будет в тягость.

Я надеюсь, что уже в скором будущем почти все дети смогут посещать такую школу.»

В этом лицее нет обид на субъективность, на непонятность, здесь все могут самореализоваться в соответствии со своими возможностями, как ученики, так и учителя.

Алиса АВРУТИНА, Таллинский Линнамяэский русский лицей, Эстонская Республика, 14 лет,

конкурсный номер 2