- В соответствии с пунктом 41 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Ранее переход учебного заведения на пятидневку казался простым и, более того, рекомендовался как наиболее приемлемый. Необходимо было пройти несложную процедуру: прописать этот вопрос в уставе, провести совещание и обсудить на совете школы. Однако с учетом требования вышеназванного положения о том, что учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, приходится обращать внимание на их требования к максимальным величинам образовательной нагрузки, которые трудно выдерживать при пятидневной нагрузке.

В любом случае, если решение о переходе на шестидневную неделю в вашем образовательном учреждении было принято с соблюдением процедуры принятия такого решения, которая должна быть прописана в уставе, то несогласным учителям придется подчиниться решению большинства (судя по всему, решение в вашей школе принимается большинством).

В соответствии с п. 67 Типового положения работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.

Таким образом, если решение о переходе на шестидневное обучение занесено в устав, то все учителя должны работать согласно режиму работы школы, несмотря на то что некоторые из них голосовали за пятидневную неделю.

Действующими СанПиНами не установлено никаких особых ограничений в количестве уроков на субботу, все зависит от правильности составления расписания. Пунктом 22.9.17. СанПиНов предусмотрено, что расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривых умственной работоспособности обучающихся, которые представлены в Приложении 6 к СанПиНам «Гигиенические требования к расписанию уроков». В частности, рекомендовано исходить из того, что в разные дни учебной недели неодинакова умственная работоспособность обучающихся. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Трудность каждого предмета ранжируется в баллах. Математика, информатика оцениваются в 10 баллов.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.