- Сергей Михайлович, как сегодня обстоят дела с кадетским образованием в России? Почему вы решили заняться этим направлением деятельности и решили возглавить Попечительский совет над кадетскими учреждениями?

- В настоящее время идет процесс возрождения кадетского образования и института попечительства над кадетскими учреждениями, чему способствуют общественные кадетские объединения. Президент России поддержал инициативу, выдвинутую от имени ряда кадетских общественных организаций Международной ассоциацией суворовских, нахимовских и кадетских объединений и Фондом содействия кадетским корпусам им. А.Б. Йордана, по возрождению системы попечительства над кадетскими учреждениями. Работа уже начата и в ближайшее время под моим руководством будет сформирован федеральный Попечительский совет.

Реальное положение дел во многом определяется отсутствием законодательной базы для кадетских корпусов. В Федеральном законе «Об образовании» нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности.

70 кадетских корпусов находятся в ведении Министерства образования, 19 учебных кадетских заведений - ведомственные, созданные по инициативе силовых структур - Минобороны, МВД, МЧС, Минюста и Погранслужбы, а закона, регламентирующего условия и требования к кадетскому образованию, еще нет, хотя о его необходимости давно говорят на самых разных уровнях.

- Но существуют кадетские корпуса вполне легально, дают хорошее образование и свидетельства об образовании государственного образца. Кадетские учебные заведения очень популярны у детей и их родителей, в них большие конкурсы при поступлении. Чем мешает делу отсутствие закона?

- Конечно, кадетское образование - это марка, это качественные знания, дисциплина, физическое и духовное здоровье. Ведь создавались сегодняшние кадетские корпуса энтузиастами патриотического воспитания подрастающего поколения и качественного образования, соответствующего лучшим российским и мировым стандартам. Но общей нормативной базы их деятельности нет, а значит, нет системности, единообразия требований и критериев кадетского образования. Вот и открываются кадетские учреждения под разной «юрисдикцией», на основе различных нормативов - на усмотрение местных властей.

Подразумевается (таково общее мнение), что кадетский корпус - это пансионат закрытого типа с особым режимом обучения, со своими программами, которые кроме среднего дают начальное военное образование. При этом никто не скажет, например, что такое «начальное военное образование», такого звена вообще нет в системе военного образования. Так что кадетские корпуса, если называть вещи своими именами, существуют в России де-факто, но до сих пор, увы, не де-юре.

- Каково, с вашей точки зрения, будущее кадетского образования?

- Кадетское движение должно развиваться и расширяться, так как это позитивная и очень необходимая для России система образования и воспитания. В наше непростое время, когда наркомания и преступность, экстремистские группировки среди подростков приняли угрожающий характер, именно кадетские корпуса могли бы переломить ситуацию.

Не просто спасти детские души и жизни, но и дать России настоящих патриотов, людей, всецело и искренне преданных своему Отечеству. Уверен, что именно кадетским корпусам удастся возродить и сохранить лучшие традиции русского офицерства, высокую духовность и ответственность. Государство должно уделять особое внимание институту кадетского образования. Поэтому я дал согласие возглавить Попечительский совет над кадетскими учреждениями, получив поддержку главы государства в этом вопросе.

- Чем займется Попечительский совет?

- В числе первоочередных задач будут подготовка законодательной базы по кадетскому образованию, а также вопросы финансирования кадетских образовательных учреждений. Нужны общие правила открытия и регистрации кадетского корпуса, его финансирования и функционирования. Не исключено, что на начальном этапе будет нужна специальная федеральная программа, которая в том числе будет включать подготовку образовательных стандартов и повышение квалификации преподавателей кадетских образовательных учреждений. Уже становится очевидной необходимость специализированной подготовки преподавательских кадров, которые смогут работать по программам суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов. Ведь есть определенная специфика обучения, которую везде трактуют по-своему и которая должна наконец-то обрести форму единого федерального стандарта кадетского образования.

Ну и, конечно, Попечительский совет будет заниматься проблемами каждого кадетского корпуса, суворовского и Нахимовского училища, которые обратятся к нам за помощью. Будем изыскивать возможности оказать конкретную помощь по каждому обращению.

Вопросы поддержки и организации кадетского образования - не второстепенные и не могут «подождать». У нас в стране большие проблемы не только с рождаемостью, но и с гражданским воспитанием подростков. Нам нужна молодежь, которая сможет изменить лицо государства, сделав его более ответственным, социально ориентированным, культурным и патриотичным. Чтобы не шальные заработки и «красивая» жизнь были ориентирами для молодежи, а достойный труд и служение на благо своей Отчизны. Чтобы материальное благополучие и уважение к самому себе, своей стране были в общественном сознании равноценны. И начинаться патриотическое воспитание должно тогда, когда ребенок делает первые шаги во взрослом мире. Например, когда впервые примеряет форму кадета российского кадетского корпуса.