Для всех очевидно: воспитанный человек не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, ее не имеет, не нашел себя в этой жизни. Любовь к Родине цементирует общество, а ее разрушение равноценно разрушению иммунной системы нации. В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с проявлением государственного, национального, местного или регионального патриотизма. Сегодня, в период идеологического вакуума, как никогда, особое значение в системе воспитания приобретает гражданский патриотизм, в основе которого лежат гражданская мораль, гордость за свою историю, за своих близких, семью, школу, класс, село.

К сожалению, в настоящее время в стране патриотизм не востребован, и в глазах многих людей выглядят смешными те люди, что «Отчизне посвящают души прекрасные порывы».Конечно, тому есть объективные причины. Известно, что важнейшим условием формирования этого чувства является сочетание внутренних побуждений личности с условиями и возможностями, созданными обществом для его полноценного развития. А этих условий часто нет.

Чувство патриотизма начинается в семье. В обществе, стремящемся к процветанию, воспитанию патриотов, главный ориентир - ценности семьи, а главная задача - создание условий для ее полноценного существования. Семья - основа государства. Ведь Отечество от слова «отец», а Родина - мать.

Важную роль в формировании патриотизма призвана сыграть не только семья, но и школа, а в школе - история как учебный предмет. История - талантливый учитель, но, являясь зачастую служанкой политики, она иногда вслед за ней круто меняет ориентиры. И не всегда в лучшую сторону. Реформы 90-х годов породили всплеск очернительства нашего прошлого. На свет появился ряд учебников антипатриотической направленности (яркий пример - «Новейшая история» Кредера). Они не способствуют воспитанию подрастающего поколения на основе уважительного отношения к истории Отечества, славных дел и героического прошлого народа.

Хотелось бы, чтобы, читая каждый параграф учебника, учащиеся переполнялись гордостью за свое государство, народ, историю, хотелось бы, чтобы у них мурашки бегали по спине от благоговейного трепета.Не надо скупиться на высокопарные слова, когда речь идет о Родине.

В патриотическом воспитании должен обязательно использоваться жизненный опыт участников войн, а это наше достояние. Надо так проводить внеклассные мероприятия с их участием, чтобы ознакомление с героической и трагической историей брало бы за душу каждого ребенка, чтобы пробуждало в неокрепшей душе молодого человека чувство гордости за свою Родину, за Российскую армию. В силу особенностей отечественной истории многие события военных лет исследованы еще недостаточно глубоко, оценены с большим разбросом мнений. Поэтому пропаганда роли и значения нашего народа в Великой Отечественной войне еще на десятки лет останется одной из важных задач военно-патриотической работы. Задача учителей истории состоит в том, чтобы поддерживать интерес учащихся к этой теме, знакомить с объективными оценками и мнениями.

Если перелистать страницы истории, выявляется, что люди воевали всегда. Нашей стране чаще приходилось обороняться. Русские воины сплачивались под знаменами А.Невского и Д.Донского, К.Минина и Д.Пожарского, А.Суворова и М.Кутузова и других выдающихся людей. Их имена - символы священной борьбы нашего народа за свободу и независимость Родины. Почему священной? Борьба велась за правое дело. Перед битвами с захватчиками войска освящались, т. е. они прикасались к священным символам Отечества - знаменам и иконам. Так появилось убеждение, что защита Отечества - священное дело.

Государственная символика - важный фактор патриотического воспитания. Неплохо, если флаг висит в кабинете истории, неплохо, если в школе его в торжественные дни поднимают на флагшток под звуки гимна. Будет прекрасно, если с этого будет начинаться линейка в школе.

В каждом человеке есть особенности характера и психологии того народа, который он представляет. Поэтому содержание патриотического воспитания определялось национальной идеей - своеобразной основой гражданского патриотизма. А вот этой национальной идеи, громогласно провозглашаемой и рекламируемой, как раз и нет.

Молодежь должна знать историю России, которой можно и нужно гордиться. Но нельзя ее ни приукрашивать, ни очернять, искажая, вычеркивая неудобные факты и выпячивая удобные. Ничего хорошего из этого не выходит. Да, в прошлом были страшные страницы. Но это наша история, опыт нашего народа, хотя и горький, помня о котором, нам жить, любить и ненавидеть, «собирать камни и их разбрасывать», строить и разрушать, воспитывать детей и самим воспитываться, черпать душевные силы.

Владислав ВОЛКОВ, учитель истории и обществознания, Чувашия