Ребенка в школе нужно готовить к основному труду жизни, к самой жизни.

Константин УШИНСКИЙ

Еще Сухомлинский сказал, что в основе трудового обучения лежат три основных понятия: «надо», «трудно», «прекрасно». Это своего рода три кита, на которых лежит трудовое обучение. В предмете технология я нашел свои три кита, на которых и стараюсь построить свое преподавание. Они называются: умственное развитие, нравственное воспитание и эстетическое воспитание.

Умственное развитие. На каждом уроке ребенок получает знания. И ошибается тот, кто думает, что они сводятся лишь к умелому пользованию инструментами. Вовсе нет. Главное - научить его мыслить технологически: конструировать, моделировать, изобретать, искать наиболее рациональный способ выполнения задания. А это есть творчество. Кроме того, на наших занятиях происходит распредмечивание знаний других дисциплин: физики, химии, математики, биологии, экономики, экологии и черчения. И естественно, что такой широкий спектр сведений значительно повышает интеллектуальный потенциал школьника. Ученик видит реальное применение знаний этих дисциплин на деле и приходит к выводу, что все они в повседневной жизни будут востребованы.

Обязательно каждый урок имеет четкую практическую направленность. Дети учатся работать инструментами, разбираться в схемах, читать чертежи. А другими словами, они приобретают опыт выполнения различных технических операций. И как знать, может быть, именно этот опыт в будущем сыграет важную роль в их профессиональном самоопределении. Причем я, как учитель технологии, не стараюсь акцентировать внимание детей на какой-либо профессии, а стараюсь объяснить им, что человеку в жизни обязательно нужна профессия или, другими словами, - личный труд.

Нравственное воспитание. Ни для кого не секрет, что труд имеет огромное воспитательное значение. Начнем с того, что сознательный труд формирует такие качества личности, как добросовестность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность. Именно в процессе труда ребенок узнает цену человеческого труда, а узнав ее, причем на своем личном опыте, начинает уважать любой результат человеческого труда. Регулярная уборка рабочего места приучает подростка к аккуратности не только на рабочем месте. Изготавливая в мастерской изделия (дверные ручки, стенды, полки для цветов), ученик учится бережно, т.е. по-хозяйски смотреть на все школьное имущество. Естественно, что в процессе труда у учащихся возникают трудности, в процессе преодоления которых формируется настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. На уроках труда школьники занимаются коллективным трудом, а это воспитывает в них вежливость, взаимовыручку, честность, умение работать не только индивидуально, но и в коллективе. Как учитель, я не могу не уделять должного внимания здоровью детей. С одной стороны, я разъясняю детям правила гигиены труда и нормы производственной санитарии, с другой стороны, объясняю ученикам, что занятия физическим трудом развивают опорно-двигательный аппарат, совершенствуют двигательные качества и укрепляют организм в целом. Огромное внимание я уделяю народно-прикладному творчеству, народным промыслам и ремеслам. Это, с одной стороны, воспитывает в детях чувство патриотизма, гражданственности, а с другой - формирует любознательность по отношению к истории Отечества, его традициям, культуре. И в этом, пожалуй, есть истоки духовного возрождения общества, которое начинается с детей. А главное, пожалуй, в том, что как раз в труде ребенок видит великую созидательную силу человека.

Эстетическое воспитание. На моем уроке оно начинается с того момента, как ученик входит в мастерскую и сразу погружается в атмосферу здоровой рабочей обстановки: эстетически оформленные стенды, смолистый запах древесины, доброжелательные теплые отношения. В таких условиях сам процесс труда доставляет эстетическое наслаждение. Также в предмете «технология» элементы прекрасного можно выделить в содержании материала и показать их наглядно. При этом мне, как учителю технологии, сначала приходится учить детей видеть красоту, т.е замечать ее вообще, затем понимать ее законы, а уже потом чувствовать. Так, сформированный у школьника эстетический вкус со временем перерастает в эстетическое чувство. Работа над формой и размерами изделия постепенно переходит в работу над красотой и гармонией. Поручив ученику даже самую маленькую и невидную работу, он стремится выполнить ее максимально хорошо и так, чтобы она была замечена. И в этом тоже эстетика. А главное то, что в процессе создания красоты у школьника формируется творческий подход к труду, и в этом школьник убеждается на деле. Ведь для того чтобы создать красоту, надо творить. И мне остается лишь объяснить детям, что место для творчества найдется в любой деятельности.

И вот, опираясь на этих трех китов, я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ученик имел руки мастера и голову философа. А в конечном счете все это так необходимо каждому гражданину.