Мир переполнен детской болью, детскими лишениями. Вот несколько фактов из брошюры ООН «Права человека».

Покинутые своими семьями около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции и нищенства.

Более 50 млн детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях.

120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу.

Ежегодно около 3,5 млн детей умирают от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению.

Страшные цифры... Они - повод для нашего разговора. Что же творится рядом с нами?

Сегодня мы попробуем поднять со дна того самого океана причины, вызывающие слезы и боль детей нашей страны, и вывести формулу счастливого детства. Место исследования - Россия.

Разрешите представить три экспертные группы -

9 «Е» - исследует область правовых проблем в семье,

9 «Д» - в школе,

9 «А» - проблемы в обществе.

В каждой группе выберите:

секретаря, он делает записи за всю группу;

оратора, он выступает от имени группы;

«хранителя времени», он следит, чтобы группа заканчивала работу вовремя;

«генератора идей» (капитана), который следит, чтобы другие члены группы исполняли свои обязанности, руководит группой;

оформителя, который оформляет результаты на листах.

А судьи кто?

Судей в нашей игре нет, а есть наблюдатели - те, кому мы доверяем. Их задача следить за соблюдением ваших прав на этой игре.

Разминка

Прежде чем приступить к игре, давайте договоримся о понятиях.

Задание №1

Дайте определение следующим словам:

Проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Право - система общеобязательных норм поведения, деятельности, установленных государством.

I группе - Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

II группе - Школа - это учебное заведение, учреждение для образования и воспитания подрастающего поколения.

III группе - Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Задание №2

«Визитка»

Пришло время познакомиться поближе. Будьте добры, представьтесь (группы представляют свою визитку).

Права ребенка

Задание №3

Детство - особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит детство и в зависимости от своих возможностей старается его защитить. Права детей и подростков в современном обществе специально оговариваются в международных отечественных правовых актах.

Перед вами Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.

Идея Конвенции: как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему.

Выпишите пять основных прав ребенка, на ваш взгляд, самых главных (группы определяют основные права ребенка)

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает эту защиту и помощь.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение.

Государства уважают права ребенка на свободу совести, мысли и религии.

Государства должны обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, сексуальных злоупотреблений или эксплуатации и отсутствия заботы.

Неполноценные дети имеют право на специальное обращение, обучение и заботу.

Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения, государства при этом уделяют первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

Дети должны иметь право на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях, в период вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена социальная защита.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией, языком.

Выявление проблем

Задание IV

Принято считать, что общество тем лучше устроено, чем лучше живется в нем детям и старикам - самым слабым и незащищенным поколениям.

А как же живется нашим детям?

Существуют ли проблемы, нарушаются ли права детей в нашей стране?

Группы высказываются по проблемам.

Ваша точка зрения.

Задание: назовите проблемы, возникающие в вашей области исследования (группы выступают).

Спасибо! Картина достаточно печальная. Мы не будем сегодня искать, кто виноват, не будем оглядываться назад и выяснять причины жестокости, беззакония, бездушия. Это тема разговора следующей нашей встречи.

Задание V

Разрешение проблем

Конечно, многие проблемы мы не сможем решить сейчас. Многие вопросы не в нашей компетенции и требуют разрешения на уровне государства. Поэтому мы разделим проблемы на те, которые отнесем к грецким орешкам (они нам «не по зубам»), и на те, которые оказались на ладошке, и мы могли бы дать некоторые пути их решения.

Задание: найти решение некоторых проблем, пути выхода из сложившейся ситуации.

Что мы можем изменить?

Ваши советы (выступление групп).

Задание VI

Формула счастья

Мы подошли к самому важному, ответственному этапу. Используя ваши исследования, попробуйте вывести формулу детского счастья - счастья каждого ребенка (Группа представляет свою формулу.)

Задание VII

Обращение к... а напоследок я скажу...

Составьте текст обращения к взрослым, сверстникам, учителям, родителям, друзьям.

К кому бы вы обратились и с какими словами?

Наша игра подходит к концу, и пришло время обратиться к самому себе, к игре, определить свою позицию. Прошу помнить: у каждого есть право на свою точку зрения.

Будьте добры! Те, кто считает, что обращение к сегодняшним проблемам, их обсуждение, ваша собственная позиция, ваше мнение очень важны и в будущем это может что-то изменить, возьмите красный прямоугольник.

Те, кто считает, что все, что здесь было, это только слова, это только игра, от вашего мнения ничего не зависит, ничего не изменится и лучшая позиция - это молчание (целее будешь), возьмите синий прямоугольник. (Учащиеся определяют свое отношение к игре.)

Светлана ЧИРКОВА, учитель истории, Абакан