И вдруг 7-й класс. Мои дети изменились, как Кай из сказки Андерсена «Снежная королева». Кто-то разбил зеркало, множество осколков разлетелось по миру, принеся зло. Моими учениками был поднят вопрос: «Мы говорим одно, а делаем другое. Нам не помогают такие уроки, они не нужны. Мы рассуждаем о благородстве, о доброте, о внимании к людям, но за пределами школы мы хуже, чем вы о нас думаете». Да, они повзрослели, столкнулись с непонятными ситуациями, кто-то с предательством, завистью. Они услышали мнение других взрослых (не учителей), сверстников (не одноклассников), увидели различие. «Мы познаем культуру, а нужно ли нам это? Люди живут неплохо и без этих знаний». Они пришли ко мне с вопросом: «Как жить?» Мне захотелось прочитать стихотворение:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Да, я понимала их растерянность. Они оказались как бы в разных мирах: в одном были мы и наши уроки, в другом - окружающая среда. Эти миры у некоторых не просто не пересекались, они были параллельными. И тогда нами были подняты те вопросы, ответив на которые, мы не просто «сотворили бы наш мир», научились бы управлять им, но и смогли бы ориентироваться в обществе. А передо мной встал выбор: с помощью каких технологий, методик научить своего ученика адаптироваться к жизни в социокультурном пространстве?

Для формирования системы знаний, нравственного становления личности, развития гражданской позиции был выбран системный подход, обеспечивающий разностороннее развитие ребенка. Такой подход позволяет раскрыть своеобразный путь литературного героя, определяющий роль и значение человека в решении проблем своей личной жизни, своего Отечества.

Литература - предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего.

Прежде всего учитель - это воспитатель. В настоящее время воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе. Становится понятным, что учитель-гуманитарий занимает ведущее место в школьной жизни.

Мы считаем важным воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на уроках звучит музыка, используются репродукции художников, что позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые черты своего характера.

Каждый урок литературы превращается в урок жизни. Мы стараемся, чтобы мир воспринимался учащимися в целостности. Для этого были предприняты следующие действия:

Была апробирована модель интегрированных уроков (литература - биология; литература - экология в соавторстве с учителем высшей категории Т.Козыренко; история - литература в соавторстве с учителем высшей категории В.Поплавской). Каждый из уроков велся учителями-предметниками совместно: это способствовало профессиональному освещению своего предмета, расширению кругозора учителя и учащихся, возможности предоставления нравственного выбора учащимися. Взаимодействие учителей положительно сказывалось на обучении и воспитании школьников, так как были разработаны единые требования, выбраны одинаковые формы ведения как интегрированных уроков, так и самостоятельных. Эти уроки показали учащимся, что знания, которые они получают, не оторваны от жизни, взаимосвязаны.

С 7-го класса систематически уроки моделируются с учетом групповой работы учащихся. Ученики могут проявить себя как думающие, интеллектуальные и духовно-нравственные личности. Например, при изучении повести Лермонтова «Княжна Мери» (роман «Герой нашего времени») одна группа готовила материал об отношении Печорина с Грушницким, другая - с Вернером, третья - с женщинами, четвертая рассматривала роль пейзажа в произведении, пятая подбирала музыкальное сопровождение к эпизодам. Группы были созданы с учетом индивидуальных особенностей учащихся (у одних лучше получается работать с текстом, у других - обобщать, третьи обладают актерским мастерством, четвертые - талантом лидера). Проведение такой работы позволило обстоятельно говорить о характере Печорина.

Формулировка темы урока заключает в себе вопрос, требующий разрешения. На уроках предлагаются проблемные задания, побуждающие учащихся определить свою жизненную позицию. Когда дети задумались над несоответствием «слова» и «дела», то их познакомили с необычайной формой урока - судом. (Параллельно урокам литературы шли факультативные занятия по риторике, дети знакомились с видами ораторской речи, в том числе и судебной). Было выбрано произведение М.Ю.Лермонтова «Песня... про купца Калашникова».

За две недели дети получили задание выбрать роли (адвоката, прокурора, судьи, присяжных заседателей, Калашникова, соседок, Алены Дмитриевны, Ивана Грозного), подготовить речи. Урок прошел интересно, хотя к окончательному решению ученики не смогли прийти. Они оправдали купца Калашникова, так как он защищал нравственные ценности: любовь, семью, свою честь; остался честен перед собой и государем; но все же не простили ему убийства. Для лучшего понимания произведения и ситуации, изложенной в нем, на уроке звучал исторический комментарий. На подобных уроках ученики наряду с детальным изучением текста имеют возможность заявить свое мнение, проявить актерское мастерство, развить умение владеть собой в различных ситуациях. Также у учеников складывается представление о русском национальном характере, о его духовной мощи.

Уже стало обычным сравнивать изучаемые тексты с изученными ранее, находить сходство и различие в разрешении одной проблемы, поднятой писателями разных веков, направлений. Так, урок по рассказам И.А.Бунина мы назвали «Я вас любил...», а разговор о любви вели, привлекая не только его строки, но и стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, вспомнили «Повесть о Петре и Февронии Муромских». На уроках мы говорим о нравственной позиции как героев произведений, так и их авторов.

Изучая как классические, так и современные произведения, можно найти следы знакомства их авторов с мифологией, Библией, древнерусской литературой, но и подсознательного переосмысления нетленных сюжетов. Поэтому на уроках обращаемся к мифологическому, библейскому, древнерусским текстам, рассматриваем влияние прошлого на будущее через настоящее.

На таких уроках мы говорим и об охране памятников. Д.С.Лихачев, вводя термин «экология культуры», предостерегал, что погибшие памятники, хотя и восстановленные, уже не являются памятниками, потому что лишаются документальности.

Положительные эмоции дети могут получить не только на уроках. Своеобразным продолжением их являются посещения театральных постановок по изученным произведениям, музеев известных писателей.

В ходе реализации проектно-исследовательской технологии был разработан проект освоения темы «Биография А.Пушкина». Нами был готов предварительный план раскрытия темы. При обсуждении ученики внесли свои предложения. Два урока были проведены в виде конференций, где выступали докладчики, остальные сделали существенные и интересные сообщения. На одном из этапов у учащихся возник вопрос: «Что значила Наталья Гончарова в жизни Пушкина?» Учащиеся нашли письма поэта, прочитали воспоминания современников, посетили филармонию, где прослушали моноспектакль Ларисы Гавриловой о жене Пушкина «А душу твою люблю...» (по повести А.Кузнецовой). Урок подведения итогов вылился в серьезный эмоциональный разговор о личности А.Пушкина.

Для того чтобы воспитательные цели не оставались недостижимыми, изменена система воспитания: задания учащимся продумывались с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей, в соответствии с их желаниями и внутренними потребностями, так как подлинное обучение и воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного, невосприимчивого разума. Необходимо пробуждать интерес к познанию, создавать ситуации стремления к духовному росту.

Воспитание - открытая система, которая не дает результатов сразу. Мои дети уже в девятом. «Осколки зеркала» постепенно выпадают из их глаз. Учащиеся стараются воспринимать жизнь во всех ее проявлениях («...принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет»), умеют противостоять ей, выдвигают свои решения, разбираются в проблемах. Ученики все чаще говорят о том, что они стремятся хранить в себе Человека. Я думаю, что моя «педагогика гармонического развития» тоже способствовала этому. Приятно читать детские сочинения.

«Мне кажется, что причины снижения отзывчивости людей заключаются в том, что сегодняшние люди потеряли многие ценности своей души, передаваемые от родителей к детям как самое драгоценное наследство. Но никогда не стоит отчаиваться. Человеку необходимо быть отзывчивым и добрым, чтобы найти в себе силы и волю помогать всем, кто в этом нуждается». (Наталья Приходько).

«В самом человеческом обществе произошли глубокие изменения. Люди ожидают от каждого человека только негативных действий. Они боятся проблем, не могут позволить себе лишние хлопоты». (Любовь Хрупина).

«У нас нет общей цели, которая объединила бы всех и заставила думать не только о себе, но и об окружающих». (Александр Пыхтин).

«Слово «милосердие» означает доброе сердце, которое отзывается на боль, горе, страдание другого человека. Общими усилиями человечество сможет вернуть благородство в наши сердца, и милосердие будет согревать нашу жизнь». (Виктория Германова).

«Хочется, чтобы общество было добрее, терпимее друг к другу, люди умели выслушать и посочувствовать нуждающимся, ведь помощь не обязательно должна быть какая-то материальная». (Екатерина Попкова).

«Пусть даже будут плохие времена, Родину я буду защищать, так как здесь моя семья, дом, друзья, природа, к которым я привык и не смогу забыть никогда». (Вячеслав Ярославцев).

«Для меня Родина - мать. Моя Родина - Россия. Ей нельзя изменить, потому что Родина может не простить, а если даже простит, то человека будут мучить совесть и чувство незащищенности. В конце концов, Родина - это, как правило, жизнь...» (Марина Рыжкова).

«Родина - это самое счастливое место в душе». (Алексей Чепик).

Ученики не только дают оценку происходящему, но и пытаются его изменить. Они заявляют о своей гражданской позиции.

Мне нужны мои уроки. Они нужны мне, чтобы сохранить те чистые помыслы, с которыми мы приходим в школу, они нужны моим детям, чтобы сберечь культурные ценности, передаваемые из века в век, помогающие людям выжить.

Ольга КОВАЛЬЧУК, учитель литературы, Воронеж